В обучение специалистов в России вкладывается все больше средств, за последние несколько лет были запущены различные образовательные программы, созданы новые образовательные центры, призванные повысить количество профессионалов и качество их подготовки.
Запрос на кадры идет в первую очередь от экономики, которой квалифицированных специалистов пока не хватает.
К примеру, опрос предприятий реального сектора, проведенный Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, показал, что за 2022 год доля ответов, говорящих о нехватке качественной рабочей силы, увеличилась с 45,3 процента до 55,2.
Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию обозначил цель по подготовке кадров для различных отраслей экономики.
"Задача конкретная - за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России", - сказал глава государства.
Подготовку специалистов в России обеспечивает среднее профессиональное и высшее образование. Кроме того, существует система дополнительного профессионального образования, включающая повышение квалификации и переподготовку со сменой специальности.
Квалифицированные рабочие
Система среднего профессионального образования сегодня - это более 3,5 тысячи колледжей и 3,4 миллиона студентов. Ежегодный прием превышает миллион человек.
В помощь СПО в 2022 году был запущен федеральный проект "Профессионалитет". В разных регионах России стали создавать образовательно-производственные центры (кластеры) на базе колледжей при участии различных предприятий. Образовательная программа таких центров формируется, исходя из потребностей экономики, и максимально приближена к тому, что нужно работодателям.
Обучение по программе "Профессионалитет" стартовало 1 сентября 2022 года. К этому моменту в 43 регионах страны создали 71 кластер, в них готовят специалистов для железнодорожной, фармацевтической, химической отраслей, атомной и легкой промышленности, металлургии, сельского хозяйства и машиностроения. В этом году в проект вошли еще 70 образовательно-производственных кластеров. Общее количество обучающихся по программе "Профессионалитет" в 2023-м достигнет 350 тысяч человек.
За три года в стране планируется создать 210 таких кластеров - по 70 ежегодно. Каждому из них из федерального бюджета будет выделено 100 миллионов рублей. Эти деньги помогут колледжам закупить учебное оборудование и разработать новые образовательные программы. Часть финансирования в развитие кластеров будет вложена самими предприятиями.
Преимущества образовательно-производственных кластеров обусловлены несколькими принципами, пояснила "РГ" руководитель Института развития профессионального образования Наталия Золотарева. Во-первых, это системность и комплексность: в рамках кластера создается единая интегрированная система образования, подготовки кадров и производства, что обеспечивает высокий уровень качества кадрового потенциала, соответствующего потребностям регионального рынка труда.
"Второе - кластерная модель образования позволяет быстро реагировать на изменения рынка труда и экономической ситуации в регионе, внедрять новые технологии, повышать квалификацию кадров. Третье - в рамках кластера предусмотрено активное взаимодействие образовательных учреждений и предприятий региона. Это означает, что студенты получают реальный опыт и максимально быстро адаптируются к требованиям рынка труда. Четвертое - за счет использования современных технологий и оборудования, а также, благодаря участию бизнеса стоимость подготовки кадров может быть снижена", - рассказала Наталья Золотарева.
Подготовкой работников со средним образованием занимаются и вузы. "Например, наши коллеги из Тамбовского государственного университета и Тамбовского технического университета открыли программы среднего профессионального образования. И к ним поступают ребята со средним баллом 4,8, а иногда и 5, то есть, лучших учеников после 9 класса вуз фактически втягивает в себя, они там уже учатся", - рассказала "РГ" главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ "ВШЭ" Ирина Абанкина.
По ее словам, в вузы ребята идут не потому, что не в состоянии освоить академическую старшую школу, просто они выбирают такой образовательный трек. Многие из них стараются выйти на рынок труда, получив среднее профессиональное образование, и потом думают о том, в каком направлении двигаться дальше.
Гибкое высшее
Система высшего образования тоже перестраивается в новых условиях. Ей необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий, отметил Владимир Путин.
"В этой связи предлагается следующее. Первое - вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда", - сказал президент.
"Возврат к традиционной системе подготовки кадров позволит увеличить сроки обучения, сокращенные много лет назад при введении бакалавриата, - сказал "РГ" руководитель научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования РАНХиГС Борис Илюхин. - Это позволит вернуть большее количество производственных практик, увеличит время на подготовку дипломных проектов и работ, а также позволит ввести необходимые дополнительные учебные курсы. В целом это положительно скажется на качестве инженерного и другого образования".
Эксперт отметил, что сегодня система высшего образования реализует различные меры, направленные на повышение качества подготовки специалистов и увеличение их количества. Наращивается число бюджетных мест по направлениям подготовки и специальностям, востребованным экономикой, реализуются различные программы взаимодействия с работодателями, крупными компаниями, совершенствуется материально-техническая база вузов. Но есть и проблемы, которые заключаются не в подготовке, а в приоритетах будущих специалистов.
"Последние несколько лет падает доля ребят, которые выбирают ЕГЭ по профильной математике или по физике. Этот спад не компенсировался увеличением количества и доли сдающих информатику и ИКТ. Мы видим серьезную проблему: основные предметы для поступления на специальности, востребованные экономикой, - это профильная математика, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, а количество школьников, которые выбирают эти предметы, сокращается".
В прошлом году Минобрнауки России утвердило новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Пятую часть в новых перечнях занимают новые специальности, например, "Фундаментальная, прикладная и синтетическая биология", "Системы искусственного интеллекта", "Техническая кибернетика и информатика" и др. Новые перечни дают возможность получить сразу две квалификации благодаря заложенному принципу свободного перехода с одного образовательного направления на другое.
Важно отметить, что с 2024 года абитуриенты будут поступать на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки с последующим выбором конкретного направления подготовки или специальности после освоения обязательной части.
Еще одна важная инициатива в системе высшего образования - сетевые программы между университетами, когда часть дисциплин можно пройти в разных вузах, повышая свою востребованность на рынке труда и компетентность, отметила Ирина Абанкина.
"Внутри вузов может быть создана возможность междисциплинарного, межфакультетского взаимодействия. Это специальным образом построенное образование - модули, которые студенты могут брать на разных факультетах, наращивая свой потенциал и свои способности", - сказала она.
Инженерные школы
В апреле 2022 года правительство выпустило постановление о создании в России Передовых инженерных школ. Базой для них стали 30 университетов в 15 субъектах РФ. В этом году они получат гранты от государства на общую сумму более 10 миллиардов рублей.
"Отобранные 30 передовых инженерных школ выпустят первые 2,5 тысячи специалистов в 2024 году", - сказал заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко.
Вузы действуют не в одиночку - у них есть партнеры (сейчас их более 40) из числа крупнейших компаний страны, представляющих нефтяную и авиационную промышленность, автопром, ОПК и т.д.
Один из примеров - передовая инженерная школа "Материаловедение, аддитивные и сквозные технологии" (ПИШ МАСТ), которая была открыта в НИТУ МИСИС в 2022 году совместно с госкорпорацией "Росатом" и другими индустриальными партнерами.
"Деятельность школы направлена на решение задач по обеспечению конкретных проектов атомной, авиакосмической и металлургической отраслей новыми материалами, - рассказал "РГ" руководитель передовой инженерной школы НИТУ МИСИС, директор института металлургии и машиностроения НПО "ЦНИИТМАШ" Иван Иванов. - ПИШ МАСТ сконцентрирована на четырех прорывных научно-образовательных направлениях. Основой для них служит цифровое материаловедение: материалы и технологии для изделий отечественного, в том числе атомного машиностроения; цифровые, в том числе аддитивные технологии; цифровое материаловедение; высокоточное литье; биомедицинская инженерия и биофабрикация. По каждому направлению будут открыты новые лаборатории и запущены образовательные программы".
Образовательным ядром школы станет фабрика для обучения полному циклу продукта, где студенты смогут изучить все - от идеи создания изделия до его мелкосерийного производства и разработки полного комплекта нормативной документации.
Переподготовка кадров
Еще один вариант подготовки необходимых экономике специалистов - переобучение тех, кто не нашел себя в прежней профессии, или она оказалась не столь востребована.
"Есть две задачи, которые должна решить система образования совместно со всеми заинтересованными институтами. Первая - это обеспечение более точных и адресных образовательных траекторий, так как в условиях дефицита кадров нельзя позволить себе роскошь готовить невостребованных на рынке труда специалистов, - рассказала "РГ" директор практики "Развитие компетенций" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Жанна Кадылева. - Вторая задача - учитывать огромный потенциал переобучения, повышения квалификации. Значительная часть наших граждан, получивших неактуальную в современных условиях профессию, может переучиться и восполнить объективно существующий сейчас недостаток квалифицированных кадров".
Есть множество платных образовательных курсов, на которых можно получить новую специальность. Также в России действуют программы бесплатного обучения граждан по наиболее востребованным профессиям в рамках федерального проекта "Содействие занятости". Он помогает получить необходимые навыки и трудоустроиться тем, кто в этом особенно нуждается. В 2023 и 2024 годах пройти бесплатное переобучение смогут, в том числе, безработные граждане, сотрудники, находящиеся под риском увольнения, отдельные категории граждан в возрасте до 35 лет, люди старше 50 лет, женщины с маленькими детьми, а также беженцы с Украины. Ожидается, что в 2023 году более востребованную профессию или дополнительное образование получат не менее 138 тысяч человек.
Одним из операторов проекта выступает Томский государственный университет (ТГУ). Он сформировал сеть более чем из 140 образовательных организаций страны, которые ведут занятия в разных регионах, рассказал "РГ" директор Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ Михаил Шепель.
"Совместно с этими партнерами вуз подготовил более сотни образовательных программ по разным направлениям. В сфере ИТ это курсы тестировщиков ПО, дата-аналитиков, 1С-программистов, UI-дизайнера, Web-программиста. Для людей без высшего образования доступны программы, например, по организации закупок и снабжению. Есть отдельный предпринимательский трек, на котором вузовские преподаватели и практики учат вести бизнес в разных сферах", - пояснил он.
По словам директора центра, программы создаются под запросы рынка. Для этого ТГУ использует собственную платформу, которая проводит мониторинг рынка труда и позволяет "собирать" программы именно по востребованным компетенциям. В этом году ТГУ также разрабатывал программы специально для предприятий, нуждающихся в сотрудниках, и выявил потребность в переобучении, в частности, сотрудников предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Помощь компаний
Многие крупные российские компании предпочитают не ждать, пока рынок труда предложит им достаточное количество квалифицированных кадров, и сами заботятся об их подготовке. Один из способов - создание базовых кафедр совместно с вузами-партнерами. Занятия на таких кафедрах ведут как преподаватели вуза, так и специалисты компаний. Предприятия, как правило, участвуют в составлении образовательной программы и потом принимают выпускников к себе на работу.
"Участие компаний в подготовке необходимых кадров очень полезно - чем больше студент знакомится с работой предприятия, тем лучше он осознает свою образовательную траекторию, и тем проще ему будет адаптироваться после вуза, - отмечает Борис Илюхин. - Кроме того, на таких кафедрах можно реализовывать практические проекты, необходимые предприятию - небольшие НИР, НИОКР или просто решать некоторые технические проблемы производств".
Участие компаний в процессе подготовки кадров можно только приветствовать, соглашается Жанна Кадылева, ведь только работодатель знает, какие компетенции ему требуются от сотрудника на конкретном рабочем месте. "Базовые кафедры, образовательные площадки на реальном производстве как раз являются одним из эффективных инструментов передачи компетенций будущим работникам, их знакомству с рабочими местами и последующему бесшовному переходу из образовательного учреждения в организацию или на предприятие", - пояснила она.
В дополнение к этому у некоторых компаний существуют так называемые корпоративные университеты, которые, как правило, занимаются повышением квалификации и переобучением действующих сотрудников. "Сейчас корпоративные университеты могут эффективно дополнять систему профессионального образования своими компетенциями для их включения в действующие программы подготовки, которые также позволят облегчить вхождение в профессию молодых специалистов", - отметила Жанна Кадылева.