18.04.2023 15:59
Поделиться

В Пензенской области торговый оборот восстановился после введения санкций

В прошлом году внешнеторговый оборот в Пензенской области уменьшился, но не так ощутимо, как ожидалось сразу после введения санкций. Сильнее всего они ударили по импорту, он снизился в среднем за год на 19 процентов, экспорт - на 15 процентов. Такие данные привели в Саратовской таможне, к которой относится Пензенский пост. При этом сложилось положительное сальдо торгового баланса.

- В условиях санкций изменился пул традиционных партнеров местного бизнеса. Но поставки не прекратились в обе стороны. Ситуация на рынках быстро меняется, она требует мгновенных взвешенных решений, - говорит председатель правительства Пензенской области Николай Симонов.

Традиционно из Пензы за рубеж поставляют продукты питания - мясо птицы, сахар, зерно, бумажно-целлюлозные изделия, продукцию машиностроения. При этом торговля с государствами дальнего зарубежья снизилась на 17 процентов, а со странами СНГ выросла на 18 процентов. Среди них лидируют Беларусь и Таджикистан.

- Западные санкции заставляют пересматривать взаимодействие с Европой и осуществлять поиск партнеров в другой части материка. Средняя Азия входит в сферу наших жизненных интересов. Таджикистан за последние годы заметно преобразился. Население страны за десять лет выросло на миллион. По среднему возрасту это одна из самых молодых стран в регионе. Сегодня здесь проживают около девяти миллионов человек. Это меньше, чем в Узбекистане и Казахстане, но больше, чем в Туркмении и Киргизии. Я думаю, потенциально это хороший экспортный рынок для наших производителей, - говорит председатель Пензенской торгово-промышленной палаты Владимир Подобед.

Более 40 компаний уже работают с центральноазиатской республикой. Товарооборот относительно небольшой, но в пересчете на душу населения - значительный. Объем отправленной из Пензы в эту страну продукции за 2022 год составил 205 млн рублей, за первый месяц 2023 года отгружено продукции уже на 43,8 млн рублей. В основном востребованы товары повседневного спроса. По оценке экспертов, Таджикистан может стать новым хабом для продвижения российских товаров в страны Персидского залива и Афганистан.

Однако выход на новые рынки сдерживают внутренние барьеры, и прежде всего логистические. Экспортеры жалуются, что из-за выросшего объема железнодорожных перевозок снова не хватает грузовых контейнеров. Из-за этого вагоны с товаром не оформляются по десять дней, а конкретный груз из Пензы добирался до Алматы 40 суток.

В апреле пензенский производитель бытовой техники, который входит в Союз машиностроителей России, возобновил производство плоских водонагревателей, востребованных в разных странах. Перерыв в производстве был вынужденным - прекратились отношения с поставщиком компонентов. Потребовалось время, чтобы найти достойную замену. В прошлом году аналогичная ситуация с поставками комплектующих возникла по всей продуктовой линейке предприятия, из-за чего объемы производства значительно снизились. Выйти из пике позволил параллельный импорт, однако кооперация через посредников отразилась на себестоимости техники. Увеличение цены на отечественные кухонные плиты ожидаемо снизило спрос.

- Сегодня налаживаем связи с дружественными странами, - говорит начальник отдела внешнеэкономических связей компании "СВАР" Андрей Скоркин. - Начинали переговоры буквально с одной-двух позиций с белорусскими производителями, подключили турецких партнеров.

Компетентно

Вероника Никишина, генеральный директор Российского экспортного центра:

- Количество экспортеров малого и среднего предпринимательства в 2022 году выросло на 13 процентов. Из 6 млн МСП экспортом в 2022 году занимались 61 тысяча компаний. В 2021-м таких предприятий было 53 тысячи. То есть малый и средний бизнес стал активнее выходить на внешние рынки. Это связано с тем, что небольшие компании гораздо быстрее могут перестроить свой бизнес и использовать новые возможности, которые у них появились.