Интерес к стройматериалам у покупателей начался во время пандемии, когда люди стали больше времени проводить дома и чаще задумываться о том, как сделать свое жилье комфортнее, вспоминает Сергей Соловых, представитель ИК Fontvielle. Тогда же клиенты оказались ограничены в офлайн-покупках. После снятия режима самоизоляции доля продаж товаров для дома и ремонта через интернет продолжила расти.
Теперь, судя по всему, россиянам окончательно надоело тратить время на походы по магазинам. Развитие технологий облегчило поиск, а маркетплейсы взяли на себя все заботы о доставке товара.
- У потребителя вошло в привычку во время поездки в метро делать покупки. У жителя мегаполиса нет свободного времени ходить по магазинам. По этой причине ТЦ становятся местом для развлечений, - уверен Максим Меженков, директор по развитию компании LocalCarHires.com.
Способствует росту продаж и развитие платежных систем. Например, еще пять лет назад доставку пиццы никто не хотел оплачивать онлайн, а сейчас редко кто оплачивает доставку еды или продуктов питания с помощью физической карты. Девяносто процентов таких заказов проходят в онлайне, соответственно, эта индустрия и дальше будет расти в онлайне, соглашается Дмитрий Кармишин, коммерческий директор ЮMoney. Помимо товаров, в онлайн подросла и сфера услуг: по данным аналитиков ЮKassa, продажи билетов на поезда и самолеты добавили 82 процента, пакетных туров - на 81 процент. Их догоняют продажи курсов и тренингов, выросшие за год на 15-20 процентов.
Владельцы онлайн-площадок тоже не сидят на месте и постепенно развивают просветительские функции (если не привлекают известных инфлуенсеров) - рассказывают покупателям о новых товарах. Особенно важно это при выводе на рынок неизвестной ранее продукции, например, климатической техники.
- Рассказывая покупателям об этих товарах и возможностях, которые они предоставляют, мы не только увеличиваем продажи, но и добиваемся эффекта, когда покупка приносит максимальную пользу, что, в свою очередь, становится шагом к следующей продаже, - поясняет Игорь Татаренко, представитель компании "Русклимат".
Такая стратегия уже показала хороший результат: за прошлый год на 143 процента выросли продажи крупной бытовой техники, на 253 процента - смартфонов, на 155 - категории товаров для умного дома, подсчитывает Денис Добряков, основатель сервиса EGGHEADS.
Не менее серьезное влияние окажет на продажи и бурная диджитализация мебельной индустрии, выход еще большего количества производителей на маркетплейсы, уверен Василий Козлов, представитель бренда PARRA. К началу этого процесса производителей подтолкнул уход с рынка "ИКЕА". Правда, даже при успешных дистанционных продажах мебели поставщику все еще не следует отказываться от демонстрационных залов - покупателю важно "пощупать" товар, а также получить офлайн-консультацию профессионального дизайнера и только тогда сделать выбор, уверен Сергей Шихов, гендиректор мебельной компании Mr.Doors.
Не стоит забывать и про сервис, который предоставляют онлайн-продавцы, главный из которых - доставка крупногабаритного товара "до двери" - как мебели, так и стройтоваров. Похожая ситуация - с бытовой химией и предметами гигиены - их также стало удобнее покупать большими партиями с доставкой. Так, за год вырос интернет-спрос на бытовую химию (плюс 18 процентов) и туалетную бумагу (плюс 81 процент), сообщили аналитики интернет-сервиса сравнения цен price.ru.
Сезонная точка роста - товары категорий "сад и дача" и "консервация". Отчасти это связано с сезоном, отчасти с общей обстановкой в стране и мире. Все больше россиян возвращаются к традиции выращивать овощи и фрукты на приусадебном участке, занимаются заготовками. Если раньше поливочные шланги, укрывной материал, удобрения, банки и крышки покупали на ближайшем рынке, то сегодня заказывают в интернете, уверен Максим Одинцов, основатель сервиса аналитики маркетплейсов LikeStats
В целом, напоминает Кирилл Малышев из компании "Рексофт Консалтинг", нашим компаниям есть куда стремиться: если в Китае каждая четвертая покупка делается онлайн, то у нас - каждая десятая.