18.04.2023 12:26
Поделиться

Новый закон о такси изменит цены на поездки в регионах

Закон, регулирующий работу российских таксистов, полноценно вступит в силу 1 сентября, однако отдельные его положения уже начали действовать. Законодатели заметно сократили рабочую смену, отправили водителей за справками об отсутствии судимости и ввели дополнительную ответственность для агрегаторов. Таксисты уже жалуются на "дырявый" нормативный акт, а жителей беспокоит возможный рост цен на услуги перевозчиков.
Пассажиры меньше всего готовы к подорожанию услуг такси.
Пассажиры меньше всего готовы к подорожанию услуг такси. / Антон Денисов/РИА Новости

Сегодня в регионах СЗФО, по официальным данным, пассажиров перевозят около сорока тысяч машин такси, и это без учета "теневого" бизнеса. Помимо популярных агрегаторов с удобными онлайн-сервисами, в каждом областном центре наберется еще с десяток более мелких компаний. В определенный момент контролировать их работу из-за недостаточной нормативной базы стало сложно. Отсюда - происшествия, включая многочисленные кражи и грабежи с участием перевозчиков. Поэтому ужесточение требований к работе такси было лишь вопросом времени.

По новому закону все водители с 1 марта 2023 года должны предоставить при устройстве на работу справку о снятой или погашенной судимости. Это касается и уже нанятых таксистов. В противном случае их попросту не допустят к управлению автомобилем. Если штатный таксист не успеет сдать в отдел кадров справку до 1 сентября текущего года, его могут уволить. Схожим образом ситуация обстоит с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми. За уход от закона они могут потерять свой статус.

- Главный вопрос - кто будет этот процесс контролировать? Ведь закон об этом ничего не говорит. Поэтому и исполнять его требования таксопарками, ИП и самозанятыми будет весьма непросто, - пояснил руководитель калининградского юридического бюро Антон Цепин. - Доступа к базам МВД у руководителей компаний нет. Данные о судимости в принципе закрытые. Такие справки нужно будет заказывать заранее, ждать по два-три месяца. В крупных таксопарках теоретически эта обязанность ляжет на руководство и кадровиков. А если водитель является самозанятым или индивидуальным предпринимателем, кому он должен предоставлять документы? На мой взгляд, закон пока еще очень сырой и нуждается в доработке.

Споры вызывают и изменения в графике работы таксистов. Они больше не смогут работать по 12 часов в день без перерыва. В противном случае агрегаторы просто начнут блокировать возможность приема заказов от пассажиров. Инициатива хорошая, вот только, по мнению самих перевозчиков, не способна в корне решить проблему переработок.

- По собственному опыту могу сказать, что работа на один агрегатор такси большого дохода не принесет. Как правило, водители лавируют между заказами, "прыгают" от одной компании к другой в течение рабочего дня. Это позволяет увеличить охват и прибыль, - рассказал "РГ" индивидуальный предприниматель из Пскова Олег Осипов. - Грубо говоря, ничто не мешает таксисту после рабочей смены переключиться за считаные минуты на другого агрегатора и обойти таким образом систему. А вот невозможность брать новый заказ, пока не выполнил старый, - хорошее нововведение. Оно поможет как водителям, так и пассажирам. Машины в целом будут приезжать быстрее.

Положительно относятся эксперты рынка и к изменившейся ответственности за вред жизни, здоровью или имуществу пассажира. Теперь в случае ДТП служба такси будет нести субсидиарную ответственность с перевозчиком, если реальный ущерб не покрыла страховка по ОСАГО. Требования к водителям тоже стали намного жестче. Они должны в обязательном порядке проходить предрейсовый осмотр, контролировать техническое состояние авто, иметь на руках свежую медицинскую справку. Страховку перевозчики оформляют по специальному тарифу для такси, а их общий водительский стаж не может быть меньше трех лет.

Отрасль очень чувствительна к тарифообразованию. Если наблюдается дисбаланс, то уходят либо клиенты, либо таксисты

Новые правила должны обезопасить поездки для пассажиров. Вот только цена на них из-за многочисленных справок и сертификатов значительно возрастет. "Отрасль очень чувствительна к тарифообразованию. Если наблюдается дисбаланс, то уходят либо клиенты, либо таксисты. Затраты на страхование растут, новые автомобили, запчасти и комплектующие дорожают. Все это отразится на стоимости поездок", -пояснила глава общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Другое дело, что по новому закону агрегаторы такси обязаны предоставить своим клиентам полную информацию о тарифах. Компании уже включили эту опцию в онлайн-приложения. Новая система разрешает повышать или опускать цену в зависимости от времени суток, дней недели или класса автомобиля. Разница в том, что теперь при оформлении заказа пассажир должен понимать, из каких цифр складывается итоговая цена. Сослаться на высокий спрос в период отпусков и взять стоимость проезда с потолка таксисты больше не смогут.