У зависимости (непреодолимого патологического влечения), пояснила Анна Хоботова, есть химические виды - алкогольная и наркотическая. Есть нехимические виды - любовная, игромания, гаджетомания, расстройство пищевого поведения.
У девиации существуют такие виды расстройств, как уход из дома, бродяжничество, клептомания, селфхарм (самоповреждение) и увлечение депрессивными аниме (мультфильмами).
Лет десять назад, вспоминает Анна, как психолог по работе с трудными подростками она сталкивалась с тем, что большинство родителей обращались к ней из-за употребления детьми психоактивных веществ и алкоголя. "Как правило, это были не первые пробы наркотиков, - уточняет она. - А уже сформировавшаяся зависимость с разрушением психики, потерей духовных и социальных связей, с потерей здоровья".
В период карантина из-за COVID-19 начался бум обращений от родителей игроманов. Их дети не просто часами не отходили от компьютера, но и стали агрессивными, полностью асоциализированными.
"В последний год, - продолжает Анна, - наблюдается тенденция раннего обращения родителей к нам за помощью. Но сами проблемы носят специфический характер. У ребят ярко выраженное девиантное поведение: они уходят из дома, воруют, наносят себе травмы и увечья, ничего не хотят в жизни, несоциализированы. У некоторых нетрадиционная ориентация, либо беспорядочные половые связи".
Психолог также обращает внимание на то, что все эти неприятности возникают в 13-14, а порой и в 12 лет. "Да, - подтверждает она, - возраст детей, чьи родители обращаются за помощью, снизился с 16-17 лет до 11-12".
И оказывается, подростковый возраст здесь - не главная причина. "Любая зависимость формируется от одного года до пяти лет, - предупреждает психолог. - А вовсе не в 12-14, когда многие родители списывают проблемное поведение ребенка на подростковый возраст. Некоторые виды зависимости обусловлены невниманием со стороны родителей и всяческими попытками ребенка обратить на себя это самое внимание. Пусть и деструктивным способом. Другие виды зависимости формируются, наоборот, из-за излишней опеки, когда ребенка лишают малейшей ответственности".
Советы руководителя Центра трудных подростков Анны Хоботовой:
- До трех лет нельзя не давать выхода негативным эмоциям ребенка. Это с одной стороны. А с другой - нельзя не реагировать на его истерики и плач. Нужно проявлять максимум внимания, ласки, любви и заботы.
С двух до пяти лет важно формировать самостоятельность. И выстраивать диалог с ребенком. В 10 или 12 лет будет уже поздно.
Не перестаю повторять: необходимо больше времени проводить вместе. Возьмите за правило каждый день, пусть 15-30 минут, обсуждать прожитый день за ужином или чаепитием, смотреть вместе фильмы, ходить на квесты и мастер-классы, делиться своими историями из жизни, приводить примеры.
Если вам больно от действий ребенка, скажите об этом. Если гордитесь им, поддержите даже в малейших начинаниях и победах. Ребенку важно быть понятым, нужным, любимым и значимым.
А в подростковом возрасте спасением может стать обращение к квалифицированным специалистам-психологам. Ждать, пока само рассосется или ребенок перерастет, ни в коем случае нельзя.
Полностью читайте в ближайшем номере "Российской газеты".