Поделиться

В новых регионах России анонсировано создание транспортно-логистического каркаса

О начале комплексных работ по созданию транспортно-логистического каркаса заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. Одна из главных задач - повысить уровень жизни граждан до среднероссийского, и связь с остальной Россией по новым дорогам этот процесс должна ускорить.
Анна Ковалева/ РГ

По словам вице-премьера, в 2023 году на новых территориях капитально отремонтируют более 700 километров автодорог и 20 искусственных сооружений, в том числе участок трассы Джанкой - Мелитополь - Ростов-на-Дону, которая получила проектное название "Таврида-2". Одновременно здесь формируются собственные производственные мощности для обеспечения дорожного строительства необходимыми материалами.

Для повышения потенциала морских грузоперевозок специалисты Росморречфлота восстанавливают инфраструктуру портов Мариуполя и Бердянска, увеличена мощность их перевалки. С конца марта они включены в реестр морских портов России. Несмотря на то что часть производственных зданий и сооружений разрушена или повреждена, морские перевозки, в том числе стройматериалов и сельхозпродукции, уже возобновились, отмечал ранее министр транспорта РФ Виталий Савельев. Организация регулярных морских грузоперевозок позволит на 30 процентов уменьшить стоимость логистики и оптимизировать сроки доставки товаров, а также снизить нагрузку на автомобильные дороги и пункты пропуска.

Новые порты еще нужно интегрировать в экономику России. Так, порт Мариуполя специализировался на металле, а Бердянска - на зерне, вокруг них была выстроена соответствующая инфраструктура, которую предстоит воссоздать с учетом имеющихся мощностей.

В планах правительства - ремонт энергетических, локомотивных, вагонных, путевых комплексов, что позволит перевозить в три раза больше грузов. На последнем совещании с врио главы ДНР Денисом Пушилиным президент РФ Владимир Путин предложил соединить существующие магистрали новыми железными дорогами, чтобы обеспечить необходимые грузооборот и пассажиропоток.

Глава государства также отметил, что правительство работает и над расширением возможностей автомобильных дорог в новых регионах. По данным правительства РФ, протяженность железнодорожных путей в новых субъектах - почти 6,4 тысячи километров.

Создаются здесь и логистические центры. По словам врио губернатора Запорожской области Евгения Балицкого, уже в апреле четыре оптовые площадки продажи стройматериалов появятся в районе Энергодара, Токмака, Мелитополя и Бердянска. На них разместят десятки тысяч тонн готовой продукции.

Ранее, в конце декабря, подобный центр был создан в Мариуполе. Благодаря таким площадкам поддерживают местных предпринимателей, а также создают рабочие места.

По словам главы аналитического бюро и аналитика проекта СОНАР-2050 Ивана Лизана, главная проблема новых территорий в том, что после 2014 года они оказались в транспортном тупике.

- Для Украины цивилизация заканчивалась восточнее Мариуполя, южнее Херсонской области тоже ничего не было. Автодороги поэтому не ремонтировались, а железнодорожные ветки были демонтированы. По остаточному принципу развивалась инфраструктура, связанная с авиаперевозками. Портами на Украине тоже почти не занимались, эксплуатируя доставшуюся в наследство от СССР инфраструктуру, - говорит Иван Лизан.

Но, прежде всего, по его словам, нужно связывать регионы сетью автомобильных дорог.

- Пока идут бои, необходимо в первую очередь прокладывать дороги автомобильные, - считает Иван Лизан. - В ряде мест надо их расширять. Например, главная дорога из Ростовской области в ДНР идет через Матвеев Курган и пост Успенка. Она двухполосная. Ее пропускной способности не хватало уже в 2017 - 2018 годах, даже несмотря на то что ее часто ремонтировали.

Этот вопрос сегодня один из приоритетных. На совещании с Владимиром Путиным глава ДНР обратился с просьбой расширить этот пункт пропуска. Инициатива получила одобрение.

В конце прошлого года широко обсуждалось строительство дороги, которая свяжет Ростов-на-Дону с Крымом через новые регионы. Трасса уже проектируется. По словам Ивана Лизана, это дорога в приоритете, так как нагрузка на Крымский мост, особенно в период летних отпусков, колоссальная - более 30 тысяч машин в сутки. По трассе Джанкой - Мариуполь в сутки едет 300 - 700 фур, поэтому ее необходимо расширять и ремонтировать.

- Отдельная беда - авиасообщение. Луганский аэродром сильно пострадал в ходе боевых действий, донецкий просто уничтожен, а мариупольский имеет военное назначение, его обещают восстановить к 2025 году. Наличие аэропортов в долгосрочной перспективе сделает связь с отдаленными регионами России более прочной.

Также, по словам эксперта, необходимо заниматься и общественным транспортом, парк которого сильно изношен. В крупных городах при этом не работает электротранспорт, хотя его можно было бы воссоздать, заодно загрузив местные предприятия заказами.

Фото: Ирина Теплова/РГ

В целом транспортный каркас позволил бы также раскрыть потенциал Азовского моря, которое стало внутренним морем России. Соответственно, строительство новых дорог, в том числе и на Арабатской Стрелке, которая связывает Херсонскую область с Крымом, позволило бы превратить этот район Приазовья в один большой туристско-рекреационный кластер. Но эта задача уже на перспективу.

Комментарий

Марат Хуснуллин, вице-премьер правительства РФ:

- Наша главная цель, которую еще раз обозначил президент, - ускорить интеграцию регионов в экономическое, правовое, образовательное и культурное пространство страны, а также повысить уровень жизни граждан новых субъектов РФ до среднероссийских показателей к 2030 году.