18.04.2023 22:31

Как нацпроект "Наука и университеты" помогает изучать и решать глобальные проблемы здравоохранения

В Научно-технологическом университете "Сириус" открылась лаборатория генетики микроорганизмов, где сотрудники займутся решением одной из глобальных проблем здравоохранения.

"Сейчас мировая медицинская практика столкнулась с серьезным вызовом - ростом инфекций, вызванных устойчивыми к существующим антибиотикам микроорганизмами, - рассказал директор научного центра трансляционной медицины университета "Сириус" Роман Иванов. - Причин этому несколько, в том числе и бесконтрольное применение антибиотиков в сельском хозяйстве, и массовое использование этих лекарств во время пандемии COVID-19".

По мнению директора, масштабы этой угрозы недооценивают не только пациенты, но и медики. "А ведь, по прогнозам экспертов, в ближайшие десять лет смертность от инфекционных осложнений, связанных с антибиотикоустойчивыми микроорганизмами, превысит смертность от многих других серьезных заболеваний", - отметил Роман Иванов.

Новая лаборатория оснащена оборудованием, которое позволяет проводить научный поиск и разработку терапевтических препаратов на стыке молекулярной биологии, биохимии и микробиологии. Лаборатория создана в рамках большой исследовательской программы "Разработка подходов для профилактики и преодоления резистентности бактерий к противомикробным препаратам". А сама программа реализуется при поддержке Минобрнауки России по нацпроекту "Наука и университеты".

Еще одна актуальная на данный момент и важная на перспективу лаборатория открылась недавно в Государственном научном центре вирусологии и биотехнологии "Вектор". Здесь будут проводить синхротронные исследования в вирусологии. В ее штате семь сотрудников. И что очень важно, здесь работают не только ученые, но и студенты, аспиранты, младшие и старшие научные сотрудники.

В лаборатории будут изучать структуры белковых молекул и их комплексов с использованием синхротронного излучения. Все это поможет ускорить выбор антител к целевому вирусу, учитывая его изменчивость. Эта работа также ведется в рамках нацпроекта "Наука и университеты". И не только она.

В Крыму уже даже получили конкретный результат, говорится на официальном сайте нацпроектов. Ученые Курчатовского геномного центра Никитского ботанического сада впервые получили растения, устойчивые к вирусу шарки - оспе сливы. Причем "иммунитет" держится уже два года после инфицирования этим крайне вредоносным вирусом для косточковых и декоративных культур.

Ищите умные маршруты

Цель национального проекта "Наука и университеты" - Россия должна войти в пятерку стран, ведущих разработки в приоритетных областях. Он стартовал в 2019 году.

Работа идет по нескольким направлениям. Открываются лаборатории, где молодые ученые могут делать свои открытия. Студентам создают комфортные условия для учебы и творчества. Так, в Нижнем Новгороде построят межвузовский IТ-кампус мирового уровня. Здесь будет 13 шестиэтажных и пять четырехэтажных корпусов общежитий на 1300 студентов.

Еще одно направление - научно-популярные туры. Они организованы в 10 регионах - от Калининграда до Дальнего Востока. Туристы могут посетить уникальные научные объекты, многие из которых ранее были закрыты для широкой публики. Программы позволят почувствовать себя участником процесса исследований, пообщаться с учеными и погрузиться в увлекательный мир открытий. К 2025 году планируется увеличить перечень таких направлений - до 200 объектов в 40 регионах.

Информация о действующих маршрутах научно-популярного туризма размещена в разделе туризм.наука.рф на официальном портале Десятилетия науки и технологий Наука.рф.

А в начале апреля прошел первый пресс-тур нацпроекта. Журналистов познакомили с научными центрами, новыми лабораториями, мегасайенс-установками. Пресс-тур прошел в Москве и Московской области по объектам научно-популярного маршрута "Путешествие в науку: Москва космическая" и "Путешествие в науку. Дубна".

Так что сезон умных маршрутов открыт!