Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, из какого сырья производили эти страны бензин, керосин и дизель для европейского рынка. Именно на эти страны пришлось 70% российского экспорта нефти с февраля прошлого года. Не случайно в исследовании CREA их называют странами-прачечными, то есть смывающими запреты и ограничения с российского сырья.
В целом объем импорта топлива ЕС, G7 и Австралией из стран-прачечных увеличился на 26% и на 80% в денежном выражении. Крупнейшим импортером стал ЕС, закупивший топлива на 17,7 млрд евро, на втором месте Австралия, импортировавшая нефтепродуктов на 8,0 млрд евро, далее идут США - на 6,6 млрд евро, Великобритания - на 5,0 млрд евро и Япония - на 4,8 млрд евро. Наибольшая доля поставок пришлась на дизельное топливо, авиакеросин и газойль.
В эту статистику еще не попал март, когда наш нефтяной экспорт бил рекорды. Более того, по данным того же CREA, с начала апреля бочка российской нефти сорта Urals стоит дороже 60 долларов, а сорта ESPO - около 75 долларов за баррель, то есть выше потолка цен (price cap), введенного странами ЕС и G7 (60 долларов за баррель). Кроме того, с начала действия потолка цен в декабре 2022 года лишь 56% морских поставок российской нефти делалось судами из стран, поддержавших санкции. Основная часть этих "контролируемых" Западом поставок относится к отгрузкам из портов Балтийского и Черного морей. Россия же свой экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) старается максимально перевести в порты Дальнего Востока.
Все эти цифры говорят пока только о том, что ценовой потолок сильно усложнил и сделал дороже жизнь стран западной антироссийской коалиции. Но нам от этого легче совсем не становится. Статистика не свидетельствует о том, что санкции и ограничения не работают. Просто они дают возможность подзаработать на нашем сырье третьим странам.
Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин, Индия, Китай, Саудовская Аравия, Турция и ОАЭ приобретают более дешевые российские нефтепродукты и нефть, получая выгоду на разнице цен при их переработке и дальнейшей перепродаже. Некоторые партии российской нефти, действительно, продаются выше уровня 60 долларов за баррель, но для нас важно, сколько денег при этом поступает в бюджет России. На днях Минфин России опубликовал расчет экспортной пошлины на май. Из него следует, что средняя цена Urals (из которой рассчитывается пошлина) за период с 15 марта по 14 апреля составила 51,15 доллара за баррель. Мощный поток российской нефти на мировой рынок сохраняется, но при этом Россия зарабатывает с этого не так много, как могла бы. Можно также вспомнить, что бюджет на этот год рассчитывался из цены Urals в 70 долларов за баррель.
На этой неделе также стало известно, что Управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США (OFAC) предупредило о том, что знает о превышении потолка цен на российскую нефть сорта ESPO и механизмах обхода ограничений. Но это скорее предупреждение из разряда "Нарушаете!". Цена сорта ESPO не влияет на доходы российского бюджета. А по заявлениям инициаторов санкций, именно их они хотят ограничить, но никак не сами объемы российского экспорта нефти и нефтепродуктов.
По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, все эти заявления свидетельствуют о том, что сейчас нам нужно опасаться не новых пакетов санкций, а донастройки уже существующих механизмов запретов и ограничений. Сделать это будет крайне непросто. Европа могла бы просто запретить импорт топлива, если есть подозрение, что оно сделано из российской нефти. Но ЕС на это не идет, поскольку тогда может получить дефицит и рост цен на собственном рынке. Сейчас перевалка, переработка российской нефти, использование российских нефтепродуктов на внутреннем рынке третьих стран и увеличение экспорта за счет своего производства никаких санкций не нарушает. Но гайки закручиваться будут. США и Евросоюз уже пытается переложить функции слежения за соблюдением потолка цен на другие институты, поскольку они с этим не справляются. Здесь показательна история с индийскими банками, которые получили инструкцию из Минфина США о том, что они не имеют права обслуживать сделки с российской нефтью и нефтепродуктами, если нет подтверждения соблюдения механизма price cap.
Главное в заявлении OFAC - это признание США в том, что они не контролируют всю новую цепочку торговли российской нефтью и не знают, по каким ценам она продается, считает Симонов. Поэтому они будут усиливать давление на банки, на судовладельцев, возможны аресты судов, перевозящих российскую нефть. То есть ситуация для наших нефтяников будет ухудшаться, и к этому нужно быть готовыми, подчеркивает Симонов.
По мнению начальника управления аналитических исследований ИК "Ива Партнерс" Дмитрия Александрова, в принципе, ЕС и США могут пойти на любые ограничительные меры, если не сейчас, то позднее. В отказе от трансграничного взаимодействия ЕС с Россией во многом и состоит смысл санкций. Раньше это будет или позже, зависит от конкретной ситуации, в том числе на европейском топливном рынке и возможностей покупки замещающих объемов. Вместе с тем пока новые ограничения скорее могут быть формальными, однако поиск и пресечение поставок будет продолжаться, будет возрастать давление на третьи страны, на транзитные каналы.