Почему в Беларуси и России пошел в рост сервис готовой еды
Единой методики анализа рынка готовой еды в России нет. По оценке экспертов, рост оборота продаж готовых блюд в 2022 году в сравнении с 2021 годом составил 4,7 процента. В деньгах это два триллиона 282,9 миллиарда рублей.
Готовая еда пользовалась спросом во многих регионах России: в Еврейской автономной, в Тюменской, Кировской, Омской областях, в Ямало-Ненецком автономном округе покупка готовой еды занимала более 10 процентов в структуре расходов. В среднем россиянин выделяет на покупку готовой еды около семи процентов. И это, кстати, если не считать посещения кафе и ресторанов.
Есть у рынка готовой еды и потенциал для роста. Так, по данным Россельхозбанка, объем этого сегмента к 2025 году может вырасти в 3,7 раза по сравнению с показателем 2022 года и достигнуть 800 тысяч тонн.
Рынок готовой еды будет только расти, рассказал "СОЮЗу" Александр Лебедев, академический руководитель образовательной программы "Менеджмент в ретейле" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
"Второй вопрос - цена. Она складывается из ингредиентов, сложности рецепта и цены упаковки вместе с логистикой. Ингредиенты в цене растут, следовательно, рецепты будут упрощаться, вырастет сегмент фастфуда вроде бургеров и хот-догов. Картофельное пюре с сосиской или отварной рис с котлетой - количество таких блюд будет увеличиваться. Ассортимент станет проще, но в общем объеме готовой еды будет больше, так как ценность экономии времени никто не отменял", - считает эксперт.
Можно ли обеспечить себе на дому стандартный набор блюд для трехразового питания так, чтобы и финансы не пели романсы, и качество было хорошим? Можно!
Сегодня покупателю, который не любит стоять у плиты, доступно практически все: от блюд высокой ресторанной кухни до простых продуктовых наборов. Например, стандартный завтрак-обед-ужин на одного человека может обойтись в 400-500 рублей в день. Причем вы получите не порошковое пюре, а приличный, например, борщ с курицей на обед, макароны по-флотски на ужин и молочную рисовую кашу - на завтрак.
Те, кто работает в офисе, могут заказать только завтрак или обед, что значительно уменьшает затраты.
Есть варианты подороже, здесь главным становится не объем блюда, а его подача и эксклюзивность продуктов или их направленность на здоровое питание. Решив тратить на готовую еду около тысячи рублей в день, вы сможете получить четко сбалансированное меню не только по калориям, но и по дням недели. Например, в понедельник можно отведать на завтрак творожную запеканку со сливой, во вторник на обед продегустировать крем-суп из зеленого горошка с курицей. Причем будете точно знать, сколько калорий содержится в каждой порции.
Теперь о блюдах из ресторана. В этом случае предела для фантазии практически нет. Но цены на эти блюда тоже вполне ресторанные, к тому же часто приходится оплачивать и доставку. Это добавит к заказу еще несколько сотен рублей. Еще один нюанс: при заказе блюд из ресторанов обычно действует правило минимальной стоимости заказа, она колеблется от 800 до 2000 рублей.
Подавляющее большинство объектов общепита в Минске и крупных городах Беларуси присутствует в интернете. И если собственные сайты имеют далеко не все, то информацию о меню, интерьере и контактах того или иного кафе либо ресторана без проблем можно найти в каталогах специализированных сайтов - relax.by, на сайтах 360.by, сhatoff.by, AllRest.by. С потреблением пищи вне профильных заведений ситуация обстоит примерно так же. Большинство готово предлагать блюда из меню для реализации навынос или "на выезд", но не факт, что покупатель останется доволен результатом.
По мнению шеф-повара одного из столичных ресторанов Сергея Костюка, чтобы потребителю понравилось блюдо, заказанное в режиме онлайн, нужно, чтобы от момента приготовления до момента вручения проходило не более 20-30 минут. Увы, далеко не все заведения, даже сетевые, готовы гарантировать это в условиях плотного городского трафика либо в период массовых заказов. К слову, белорусских заказчиков чрезмерно взыскательными не назовешь. Ждать готовой еды в пределах часа согласны многие, а вот 80-90 минут - уже перебор. К сожалению, во многих популярных заведениях готовы выполнить заказ лишь в течение двух часов и более.
В подобной ситуации на коне те, кто имеет собственную службу доставки и гарантирует, скажем, доставку пиццы в течение получаса, а в случае опоздания - приятный бонус потребителю в виде промокода на следующий бесплатный заказ. Вызывают уважение не страдающие излишней жадностью объекты общепита, четко представляющие себе реальную зону оперативной доставки блюд (к сожалению, не всем удается выдерживать сроки). В фаворе также заведения с "народным" меню вроде пиццы, суши, шашлыков - блюд, которые трудно испортить, если ждать курьера не приходится слишком долго.
Доставка недорогих обедов по принципу "первое, второе и салат" - сегмент рынка онлайн-услуг, которому еще развиваться и развиваться. Кафе и рестораны предлагают полновесные бизнес-ланчи по цене от 25-30 белорусских рублей с человека (800-960 российских), в то время как в недорогих кафешках и столовых примерно такой же по калорийности обед стоит минимум в два раза дешевле. Большинство заведений с демократичными ценами, видимо, пока не ощущают необходимости в организации доставки. Дело в том, что в Беларуси нет таких крупных сетей столовых, как в России, отсюда и скромные возможности. Что касается вечерних заказов для компаний, то средний чек составляет от 40-70 белорусских рублей с человека (1280-2245 российских). А это уже приличные суммы, можно и расстараться.
Доплата за доставку производится в тех случаях, когда за дело берутся посредники вроде служб доставки Delivio или Яндекс.Еда. Переплачивать ли 6-15 белорусских рублей (190-480 российских) за ожидание в 40-60 минут? Каждый решает за себя, но если место отгрузки еды находится в десятке километров от места потребления, то будет ли удовольствие от такой пищи?
По мнению профессионалов белорусского общепита, говорить о стабильно высоком качестве блюд из онлайн-доставки можно, только когда плотность кафе и ресторанов, готовых к оказанию данной услуги, будет значительно выше, чем сегодня, а сами заведения либо будут развивать службу доставки, либо начнут плотно сотрудничать с агрегаторами. Кроме того, прибыльность услуги могла бы быть выше, разреши государство интернет-торговлю и доставку алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива. Но в Беларуси на это не пошли даже в период коронавируса, хотя вопрос и обсуждался.
Сегодня сервисы готовой еды существуют в самых разных сегментах - например, есть возможность заказать доставку к поезду. Свыше 10 тысяч заказов оформили пассажиры поездов дальнего следования АО "ФПК" в рамках работы сервиса "Доставка еды к поезду" в 2022 году, сообщает пресс-служба компании. Наибольшей популярностью у пассажиров пользуются блюда национальных кухонь тех регионов, через которые идет поезд, а также классический фастфуд - различные бургеры и пицца.