Спектакль "Семейный шкаф и его обитатели" поставил ученик Марка Захарова Роман Самгин. Он известен зрителю прежде всего как режиссер громких телепроектов - сериала о студентах-дуралеях "Универ" и скетч-шоу "Чета Пиночетов" и "Нонна, давай!". Обладатель премии за лучший спектакль на театральном фестивале в Брно давно и умело пользуется сатирой, доказав это в постановках "Горячее сердце" в Театре тогда еще на Малой Бронной, "Старомодной комедии" в "Ленкоме" и в "Скупом" в новосибирском "Глобусе". В далеком 2006 году ему прочили место главного режиссера Театра на Малой Бронной, но назначение из-за конфликта в труппе не состоялось, и Самгин ушел в сериалы. А теперь для "Школы современной пьесы" выбрал трагикомедию совершенно не исследованного русским театром американо-израильского автора Орена Сафди "Выживание".
Вначале быт этой несчастливой семейной истории минималистичен: в качестве декораций - стены барочного особняка на Трубной, в котором "Школа" открылась в 1989 году. Между прочим, здесь когда-то был тот самый модный ресторан "Эрмитаж", где Люсьен Оливье придумал бессмертный рецепт своего фирменного салата.
Актеры выходят на сцену из бездонных недр добротного шкафа, занавешенного изящными дамскими нарядами. Оттуда же периодически вылетают плюшевые медведи, подушки и разные уютные безделицы. Постепенно герои обживут пространство и соорудят под старомодным абажуром длинный стол, за которым и состоится судьбоносная для всех словесная дуэль.
"Опять ты неправильно положил ложки для салата!" - по обыкновению брюзжит мама Ширли (ее сыграла звезда советского кино Елена Проклова). И это брюзжание так не похоже на ворчание главы семейства, из-за волнения на один вечер заразившейся перфекционизмом. Ее сын Сэмюэль (Александр Овчинников) в смешных "вудиалленовских" очках и штанишках не по росту по привычке робко опускает глаза в пол... Пытающаяся все контролировать, Ширли похожа на героиню знаменитой комедии Дениса Фонвизина - госпожу Простакову ,только с той лишь разницей, что недоросль Сэмюэль не хочет учиться самому сложному - жизни. Да и как ему учиться, если мама ограждает от любых ошибок. "А если через два года она тебя бросит и ты останешься с разбитым сердцем?" - программирует Ширли и с пристрастием допрашивает сына обо всех добродетелях невесты, в очередной раз убедившись в том, что такая идеальная "которая не курит, не пьет, не ест мяса", точно не может быть без греха. Невест в доме перебывало немало, но все они не проходили фейсконтроль бдительной маменьки: то маечка слишком облегающая, то макияж слишком яркий. Типичный подкаблучник Джон (Владимир Шульга), супруг Ширли, вяло пытается все сгладить то доброй шуткой, то удачным комплиментом, но безуспешно, он в доме не главный.
Ширли и изящная Мэлори (Екатерина Олькина) мастерски бросают друг в друга остротами - пружина постепенно натягивается, чтобы окончательно лопнуть во втором действии. Из банальной ситуации знакомства с родителями, случавшейся почти со всеми, вырастает серьезное трагикомическое полотно, блестяще разыгранное на четверых.
Ширли Елены Прокловой - хамка умелая. Но актриса, используя все свое обаяние, все-таки пытается ее оправдать. Ведь тайны Ширли не менее страшны, чем тайны Мэлори, которая в колледже хотела покончить с собой из-за несчастной любви. Только нужно ли это знать даже самым близким людям или тем, кто вот-вот хочет породниться?
Спектакль как сеанс психотерапии. Все, как в модных блогах и учебниках - самокопание в детских обидах, поиск ответов на вопросы, как отстаивать личные границы и не разрушать чужие и почему в попытке самоутвердиться мы душим тех, кого должны учить быть счастливыми.