22.04.2023 06:00
    Поделиться

    Как будут регулироваться отношения владельцев гаражей с правлением кооператива по новому закону

    Госдума готовит ко второму чтению законопроект, прописывающий правила создания гаражных кооперативов и гаражных товариществ. Главное: владельцев гаражей обяжут платить в том числе за содержание общего имущества. Но зато они получат право спрашивать с руководителей товарищества за качество и стоимость работ.
    Благоустройство территории товарищества станет обязанностью всех его членов.
    Благоустройство территории товарищества станет обязанностью всех его членов. / PHOTOXPRESS

    Как сообщил "РГ" председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, над документом продолжается серьезная работа, в том числе с привлечением экспертов Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

    Насколько горячая тема, много рассказывать не надо. Достаточно посмотреть фильм "Гараж". Как владельцам гаражей выстраивать отношения с правлением, и призван регламентировать закон.

    Проект, в частности, прописывает полномочия правлений гаражного кооператива и гаражного товарищества. Например, они смогут определять смету расходов на содержание общего имущества и выставлять счет всем членам товарищества. Кто не оплатит, с того средства могут быть взысканы через суд. Таким образом, вопросы должны решаться исключительно в правовом порядке. Правление не сможет перегородить проезд к гаражу неплательщика. Но и неплательщик в конце концов будет вынужден заплатить, если счет выставлен законно.

    Если потребуются деньги, скажем, на ремонт забора и правление в установленном порядке примет решение, то суд встанет на сторону правления. Потому что в проекте закона четко сказано: "Собственники гаражей и машино-мест в гаражных комплексах и соответствующие собственники в гаражах-стоянках несут бремя расходов на содержание общего имущества". При этом документ прописывает, что именно считать общим имуществом. Это в том числе имущество, составляющее инфраструктуру общей территории: общие ворота и заборы, котельные, противопожарные сооружения и иное предназначенное для общего пользования оборудование.

    Но и владельцы гаражей смогут знакомиться со всей документацией, в том числе бухгалтерской. По сметам и расчетам можно спорить. Если не получится прийти к согласию, то поможет разобраться суд. Также особо прописывается, что члены гаражного товарищества "вправе предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ". Это крайне важная норма: руководство товарищества будет обязано отвечать даже на самые неприятные вопросы хозяев гаражей и машино-мест.

    Еще одна важная норма: владелец будет волен продать гараж кому угодно. Соседи по гаражному кооперативу не будут иметь права преимущественной покупки продаваемого гаража. Так что членов кооператива можно просто ставить перед фактом: в гараже сменился хозяин.

    Надо уточнить: проект разрешает создавать гаражные товарищества как на земле, так и в домах, где вместо гаражей - машино-места.

    Владелец будет волен продать гараж кому угодно

    Павел Крашенинников пояснил, что для правовой определенности сведения об общем имуществе должны быть опубликованы и доступны для ознакомления всем собственникам, а также потенциальным приобретателям объектов недвижимости. Иными словами, любой владелец гаража в товариществе должен знать, что ему принадлежит, кроме гаража. Продать какое-то общее имущество кооператива можно будет только с согласия всех членов кооператива.

    Шлагбаум тоже будет считаться общим имуществом. Фото: PHOTOXPRESS

    Как напомнил Павел Крашенинников, с 1 сентября 2021 года действует "гаражная амнистия". По информации от Росреестра, на конец 2022 года уже оформлено прав на 138,5 тысячи объектов гаражного назначения, включая земельные участки под гаражами. "При этом у нас существует огромное количество гаражных объединений, - продолжает парламентарий. - По данным ФНС, у нас где-то порядка 37 тысяч только зарегистрированных объединений, и мы знаем, что среди них много объектов общего пользования. И в Законе "О гаражной амнистии" мы указали отдельной нормой, что о гаражных объединениях должен быть принят отдельный закон. Такой проект сейчас находится на рассмотрении Госдумы".

    С гаражными объединениями сложнее в том смысле, что уже есть исторически сложившаяся территория использования этих гаражей, при этом нет понимания о конкретных объектах общего пользования, есть проблема с подтверждением прав на них.

    "Нам необходимо четко определить такие объекты, - говорит Павел Крашенинников. - Мы также предлагаем обозначить для таких гаражей специальную гаражную территорию, в границах которой будет законно осуществляться управление общим имуществом. А также на основе новых норм ГК РФ развиваем положения о машино-местах в зданиях".

    Кроме того, по словам экспертов, из-за существующих правовых пробелов владельцы зачастую не могут зарегистрировать свое право собственности на уже возведенный объект. Законопроект предлагает комплексное решение довольно давно существующих проблем. Помимо прочего, полагают эксперты, благодаря предлагаемым нормам в перспективе будет легче выделить землю и построить новый гаражный кооператив.

    Поделиться