Крохотная комната, дверь без замка - нараспашку. В захламленном помещении нестерпимый запах ночлежки, на полу - остатки еды и окурки. Туалет и помывочная - в коридоре. Унитаз давно не работает, душевая - черная из-за плесени. Рядом пустая кухня, газовая труба обрезана, плиты нет.
В коридоре встречаем участкового инспектора Данилу Широбокова, который ищет 79-ю квартиру: накануне здесь произошла очередная пьяная драка, пострадавший получил ранения и попал в реанимацию. Полицейскому нужно найти свидетелей.
- Дом тот еще, - поясняет он. - Место известное в городе, мы тут постоянно бываем, почти каждый вечер часов в восемь здесь все и начинается.
Квартиру, вернее, комнату № 79 десять лет назад на условиях социального найма получила мать с ребенком. Чуть позже ее лишили родительских прав, а мальчика отдали под опеку дедушке Сергею Борисовичу Яковлеву. В марте 2022 года женщина скончалась. Попавший в реанимацию мужчина - ее бывший сожитель. После смерти женщины из комнаты его никто не выселял.
- Удивительно, как быстро иногда можно решить квартирный вопрос ребенка-сироты, - удивляется Елена Демидцева, адвокат, представляющий интересы деда и внука. - Умирает мать, чиновники быстро и, разумеется, "в интересах ребенка" оформляют договор соцнайма на него. Документ отправляют деду-опекуну. Тот не соглашается с решением, пишет жалобу, объясняя, что такую комнату сироте выделять нельзя. Тем не менее чиновники уже в апреле того же года, без согласия опекуна и привычно объясняя это интересами ребенка, приватизируют жилплощадь и регистрируют право собственности на мальчика.
На этом усиленная защита прав сироты со стороны муниципальных чиновников не заканчивается. Появляется межведомственная комиссия, которая находит у жилья признаки непригодности. И начинается самое интересное: с опекуна ребенка-собственника срочно требуют собрать документы для экспертизы, создать нормальные условия для проживания, заключить договоры с обслуживающими дом организациями, оплатить долги.
- Это, конечно, отличный ход: свалить все проблемы на старика и еще поставить галочку в отчете, что сирота жильем обеспечен, - резюмирует Демидцева.
Сейчас она помогает подростку и его деду через суд избавиться от навязанного им бремени в виде комнаты № 79. Предмет спора - одиннадцатиметровка на втором этаже старого общежития. Когда-то здание было образцовым - с большим холлом, широкими лестницами и даже мусоропроводом. Сейчас же дому требуется серьезный ремонт или хотя бы большая генеральная уборка, но делать ее никто не желает - обитатели "общаги" по большей части те самые асоциальные элементы, от которых все хотят держаться подальше.
После того как дед мальчика обратился в суд, а Демидцева поделилась в соцсетях фотоснимками комнаты и условий проживания, семью вызвали в городскую администрацию. Глава Воткинска, представители ЖКХ и социальной защиты пожурили гостей за претензии, объяснили, что действовали исключительно в интересах ребенка.
- Наша позиция: чтобы было все в рамках закона с учетом интересов сироты. Заключения, что квартира непригодна для проживания, у меня нет, это сейчас нужно будет выяснять. У меня имеется только акт, в котором написано, что комиссия рекомендует для рассмотрения вопроса о непригодности произвести техническое обследование указанного помещения, - пояснил Александр Вдовин, начальник правового управления администрации города Воткинска.
Он сообщил, что сам комнату не видел, но обязательно посмотрит, а пока только знакомится с документами. Не находит в них справки о состоянии жилплощади перед приватизацией и согласия на процедуру оформления от опекуна, но выяснит почему.
- Раньше органы опеки регулярно приходили ко мне в квартиру и проверяли, как живет ребенок, а сейчас считают что их вариант лучше, - возмущается дед и опекун 13-летнего подростка. - В комнате было невозможно находиться тогда, невозможно и сейчас.
Впрочем, теперь разбираться с сиротской жилплощадью чиновники будут вместе с прокуратурой и региональным управлением СК РФ: в ведомстве почти сразу завели уголовное дело, а о ходе расследования глава СУ СК России по Удмуртской Республике Рустам Тугушев будет докладывать председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину.
Следственные органы уже провели фотосессию в общежитии. Героями стали и комната, и места общего пользования, и пенсионер-опекун. Сергей Яковлев растерян: визит к потенциальному месту жительства внука его расстроил. А комментарий представителя отдела ЖКХ, уверяющего, что ремонт в доме делается, а газа нет только у тех, кто не платит, и вообще это еще не самый плохой вариант, довел до слез.
- Не знаю, что делать сейчас, ждем помощи, - говорит Сергей Борисович. - А внук у меня знаете какой хороший, добрый мальчишка, отличник! Его бы поощрить чем-то, а не вот это вот...
В марте в Воткинске уже осудили начальника отдела опеки и попечительства - чиновницу признали виновной получение взятки в крупном размере и махинациях с "детской" недвижимостью.
Как установлено следствием и судом, обвиняемая, в чьи обязанности входила выдача разрешений на совершение сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним, с 2017 по 2022 год незаконно получала от представителей риелторских агентств города деньги за ускоренную выдачу таких документов, а также за выдачу незаконных разрешений, при которых существенно нарушались права несовершеннолетних владельцев недвижимости.
Суд назначил экс-руководителю отдела опеки наказание в виде шести лет лишения свободы. Приговор в законную силу еще не вступил.