Вообще, птицы в городе - один из важнейших признаков состояния его экологии. Чем больше пернатых и богаче их разнообразие, тем лучше там воздух, вода и растительность.
В Петербурге и Ленобласти насчитывается сейчас более 330 видов птиц. Некоторые из них стали появляться здесь недавно, другие, наоборот, снижают свою численность или исчезают совсем. В последние два-три года, например, наблюдательные горожане фиксируют заметное уменьшение количества воробьев. Раньше без них не обходилась ни одна стая голубей, кормившаяся с асфальта. Сейчас сизые - вне конкуренции.
По мнению специалистов-орнитологов, причиной сокращения любого вида животных могут оказаться бедная кормовая база, недостаток безопасности и/или условий для выведения потомства. Если все это есть, то птицы могут приспособиться к жизни где угодно.
Тем не менее город наступает, и выживать пернатым приходится все сложнее и сложнее. Все больше поверхности почвы закатывается в асфальт, что, естественно, физически снижает кормовые запасы для всего живого. Выше строятся дома, остекление которых иногда становится последним препятствием в и без того недолгой птичьей жизни. Все меньше становится в городе пустырей с массивными зарослями кустов и травы, которые были безопасным естественным местом для гнездования.
Жизненный век конкретной птицы весьма недолог. Например, у воробьев это в среднем год-два, до пяти, если очень повезет. Поэтому отсутствие возможности оставить потомство даже пару сезонов сразу сказывается на общей численности популяции.
Как считает биолог и блогер Павел Глазков, самая серьезная проблема в городе с точки зрения орнитологии - попытка следовать европейской моде косить газоны.
- Но в Европе скашивают специально посеянную там для этого траву одного сорта, - говорит он. - У нас же отправляют под нож уникальное естественное природное разнотравье. Мало того что такое большое количество трав и цветов просто красиво, так это еще и пыльца, и семена, которыми питаются насекомые и птицы. Такие "покосы" ведут к еще большему обеднению и без того скудной природной городской среды.
Примерно то же самое происходит с парками и водоемами. Беспощадная борьба с зарослями кустарников в попытке облагородить растительность приводит к тому, что, например, соловьям становится негде гнездоваться. Эти невзрачные голосистые птахи для выведения птенцов нуждаются в плотных кустах и высокой траве, которые могут надежно укрыть их гнезда, расположенные на земле.
Попытка убрать тростниковые заросли небольшого водоема в парке Ивана Фомина, в заводи которого ежегодно успешно гнездится несколько пар красношейных поганок, чуть не стала для них роковой. А между тем это редкий вид птиц, занесенный в Красную книгу Петербурга, который находится под охраной государства.
Впрочем, в последние годы в городе стараются больше учитывать потребности пернатых. А в особо охраняемых природных зонах даже создают для них специально изготовленные искусственные гнезда - дуплянки, совятники, гоголятники, синичники, скворечники.
- В долине реки Поповки, например, ежегодно развешиваем гнездовья для пустельги, - говорит орнитолог дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга Наталья Иовченко. - Устанавливаем платформы вблизи водоемов для гнездования хищных птиц, питающихся рыбой.
Вообще, по словам руководителя дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области Федора Стулова, у таких искусственных сооружений неплохая "заселяемость": 64 процента размещаются в построенные для них жилища. Главное, чтобы в период гнездования и высиживания птенцов их не потревожили люди.
Особенно стоит упомянуть, что с весны примерно до середины лета стоит соблюдать осторожность, гуляя в обычных городских парках. Спущенная с поводка собака или обычная домашняя кошка могут спугнуть птиц, выводящих потомство в городской черте.
Как считает Павел Глазков, идеальным могло бы стать решение о наделении всех без исключения городских парков, садов, скверов статусом особо охраняемых природных территорий. Потому что для такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, любой зеленый оазис - это уже своего рода заповедник. Но, к сожалению, с каждым годом в городе площадь таких мест, наоборот, сокращается, а значит, для птиц уменьшается шанс продолжить свой род, а для людей - порадоваться их разнообразию и разноголосию.