В "Санктъ-Петербургъ Опера" повторят творческую дуэль Моцарта и Сальери

В эти дни театр "Санктъ-Петербургъ Опера" предложил любителям музыки примерить на себя роль судей творческой дуэли двух великих композиторов Моцарта и Сальери. Спустя 200 лет Юрий Александров и солисты театра повторят соревнование, которое устроил 7 февраля 1786 года двум гениям австрийский император Иосиф II.
Так какая же опера лучше - итальянская опера-буфф или немецкий зингшпиль
Так какая же опера лучше - итальянская опера-буфф или немецкий зингшпиль / Марат Шахмаметьев/Пресс-служба театра Санкт-Петербург опера

Тогда император предложил Антонио Сальери и Вольфгангу Амадею Моцарту написать по одноактной опере на тему театрального закулисья. Состязание должно было ответить на вопрос: какая опера лучше - итальянская опера-буфф или немецкий зингшпиль?

Сальери, представлявший Италию, написал оперу "Сначала музыка, слова потом" на либретто Дж. Б. Касти, а Моцарт, защищавший честь немецкой музыки, представил публике оперу "Директор театра" на либретто И. Г. Штефани, с которым работал ранее над созданием оперы "Похищение из сераля".

Два дня - 18 и 19 апреля ¬- в "Санктъ-Петербургъ Опера" состоится премьера "Директора театра" В.А. Моцарта, которая вместе с оперой "Сначала музыка, слова потом" А. Сальери войдет в единую постановку. Современные слушатели уже с высоты времени могут рассудить, кто из них достоин носить лавровый венок.

В театре рассказали об обеих, не слишком известных операх.

Опера "Директор театра", написанная в жанре зингшпиль - немецкой комической оперы, - показывает зрителям жизнь театра изнутри, с ее интригами, скандалами, соперничеством примадонн, капризами артистов. Директор театра вместе с комиком-буфф собирают новую театральную труппу. Им обоим приходится изворачиваться и договариваться с исполнителями, участвовать в творческой "битве" между двумя певицами - мадемуазель Зильберкланг и госпожой Хертц, - претендующими на положение примадонны и высокие гонорары. Перипетии сюжета завершаются благополучно (как и задумано в комической опере) - солисты довольны гонорарами и ролями, директор удовлетворен достигнутыми договоренностями, и все готовы трудиться из любви к искусству.

Опера "Сначала музыка, слова потом" А. Сальери, написанная в жанре итальянской оперы-буфф, описывает типичную закулисную ситуация "рождения шедевра". Некий граф Опицио планирует театральный праздник. Он поручает написать оперу придворному Маэстро, но времени для этого дает катастрофически мало - всего 4 дня! Но и платит хорошо - 1000 цехинов. Поскольку нет времени сочинить что-то новое, у композитора припасена, на всякий случай, прекрасная музыка, написанная для оперы-буфф (итальянская комическая опера). Однако музыка не подходит к либретто, которое предлагает Поэт, - оно написано для оперы-сериа (итальянская серьезная опера). Маэстро, настаивая на приоритете музыки, заставляет Поэта подогнать под имеющуюся музыку свой текст.

На прослушивание приходит донна Элеонора - певица оперы-сериа она демонстрирует свои творческие и "прочие" возможности, репетируя вместе с Поэтом и Маэстро отрывки из трагической оперы. Позже появляется очаровательная Тонина - певица оперы-буфф. Увидев друг друга, соперницы устраивают вокальную дуэль, пытаясь перепеть одна другую и образуя комический дуэт.

В те времена в состязании победил Сальери. Но по воле судьбы его опера была надолго забыта, а вот опера соперника хотя и не так часто, но появлялась на оперных подмостках.