А подсудимые писали заметки для агентства РИА Новости, возглавляемого Дмитрием Киселевым, который находится под санкциями ЕС, значит журналисты нарушили режим санкций. При этом отягчающее обстоятельство - корыстный мотив: обвиняемые получали гонорары за труд. "Мне вменяют в вину то, что передавал хозяйственный ресурс - свои статьи - Киселеву. Вам могут предъявить, что вы покупали газ у Миллера - главы "Газпрома", - сказал Владимир Дорофеев на суде уже коллегам из латышских СМИ. Пока шесть журналистов отпущены под залог. Но спектакль только начинается. Вызовов в суд ждут Елена Кириллова, Александр Малнач, Сергей Мелконов и Андрей Солопенко.
- Если все будет по закону, они победят, - считает член СПЧ Кирилл Кабанов. - Даже если судить с точки зрения постановления Еврокомиссии по санкциям, тоже победят. Власти Латвии трактуют суть дела слишком вольно. Дело даже не в смехотворно вменяемой "корысти" - вознаграждении за труд. Дело в вопиющем нарушении 11 статьи "Хартии ЕС", которая декларирует свободу слова. Другое дело, что все зависит от политического контекста развития событий. Он будет влиять на приговор. Вот почему важно выиграть первые процессы.
Как считают сами журналисты, признаком неуверенности властей Риги стало то, что первая идея - всех 14 посадить на одну скамью подсудимых - отменена. У дела есть резонанс и угроза того, что оно превратится в показательный суд. Поэтому власти хитрят - разбили дело на 14 отдельных процессов. При этом все правозащитные институты как ЕС, еврокомиссар по СМИ Дуня Миятович, ОБСЕ, так и ООН молчат.
- То, что началось в Риге, - это позор Евросоюза, - убежден глава Союза журналистов России (СЖР) Владимир Соловьев, - это не только уголовное преследование журналистов, это уголовное преследование свободы слова. Тактика понятна: чтобы скандал не докатился до европейской общественности, его делят на части в надежде, что его, может, не заметят. Сложность еще в том, что Россия не может себе позволить опуститься до уровня послов США, Великобритании и Канады в России, которые публично комментируют судебные решения в РФ, неприкрыто вмешиваясь в наши внутренние дела.
Как считают в СПЧ и СЖР, дело 14 - дело о типичных двойных стандартах. Если кто-то выступает против политики России, - это свобода слова. Шум, как в случае с приговором за госизмену Владимиру Кара-Мурзе, поднимается до уровня ООН. Когда судят русскоязычных журналистов по сомнительным обвинениям, то это не нарушает свободу слова. Свобода слова может быть только антироссийской, остальное - пропаганда. Переломить тенденцию, тни более России, вышедшей из ОБСЕ, трудно, но надо. Один из инструментов - информирование СПЧ правозащитных институтов мира о "деле 14". Другой - обращение в ООН, третий - в независимые правозащитные центры Евросоюза.