Свыше 186 тысяч детей пойдут в первый класс в Кыргызстане в новом учебном году

Свыше 186 тысяч мальчишек и девчонок пойдут в первый класс в Кыргызстане в новом учебном году. Это почти на 21 тысячу больше, чем в 2022-м. Запись в школы вновь проходила в электронном формате, и, как и в прошлые разы, не обошлось без неприятных сюрпризов.
В новом учебном году за парты в КР сядут свыше 180 тысяч первоклассников.
В новом учебном году за парты в КР сядут свыше 180 тысяч первоклассников. / Любовь Борисенко

Все те же грабли

Софья Мурзаева в этом году отправляет в первый класс своего сына Рената. Мальчик смышленый не по годам. В шесть лет он играет в шахматы и время от времени даже обыгрывает отца и старшего брата, не говоря уже об одногодках. Ренат полон гордости, что скоро он станет совсем большим.

- Я уже буду ходить не в садик, где надо спать днем, а в школу, - объясняет будущий первоклашка. - Там нет кроватей, а есть парты. Значит, я вырос.

- Три года назад мы через электронную систему регистрировали в школу старшего сына, - рассказала корреспонденту "РГ" Софья Мурзаева. - Тогда мы столкнулись со сложностями. Сервер проработал всего несколько часов, а потом все зависло. Утром мы пошли в школу, чтобы записаться очно, но нам отказали. Дело дошло до того, что пришлось обращаться в прокуратуру, так как моего ребенка не хотели брать в школу на нашем микроучастке. Это немыслимо. Признаться, я думала, что за три года систему удалось отладить, однако и в этом году мы наступили на те же грабли. Начали регистрировать Рената, и снова проблемы. Удалось нам это только с пятой или шестой попытки. В 10 часов утра, к примеру, на сайте министерства образования появилось объявление, что система дала сбой. Потом и вовсе выяснилось, что наш дом не привязан к микроучастку той школы, куда мы хотели отдать ребенка. Как такое может быть? Мы ведь как жили в 12-м микрорайоне, так и живем. И старший сын ходит в ту же школу. Пришли к директору, а она сказала, что ничего не может сделать.

Ситуация разрешилась после того, как глава семейства сообщил о происходящем на телефон горячей линии министерства образования и науки КР.

Сотрудникам ведомства, кстати, надо отдать должное. В текущем году они сработали более оперативно, чем раньше. Начальник отдела цифровой трансформации минобразования КР Нурлан Шаршенбай уулу лично разговаривал с рассерженными родителями и терпеливо разъяснял каждому, что сбой в системе скоро устранят и регистрация будущих первоклашек продолжится.

- Я понимаю, что родители напуганы горьким опытом прошлых лет, когда устройство детей в школу было связано с трудностями, - пояснил Нурлан Шаршенбай уулу. - Поэтому, как только электронная запись была открыта, все ринулись регистрироваться. В секунду поступало более 60 тысяч запросов. Система начала давать сбой. Никакая техника не выдержит такой нагрузки. Мы рекомендовали обеспокоенным родителям подождать несколько минут, а затем продолжить регистрацию. В первый день работы на оперативном дежурстве находились профессиональные разработчики, которые следили за системой. На следующий год мы намерены пересмотреть алгоритмы, надеемся, что такой нагрузки и сбоев уже не будет.

Не стали в министерстве отрицать и факт неразберихи с микроучастками. Как оказалось, их границы действительно поменяли в некоторых районах Бишкека. Причина - высокая загруженность школ. Правда, родителям об этом почему-то не сказали.

Как тебе учится

- В Бишкеке действительно наблюдается некоторый перекос с нагрузкой школ, - утверждает заместитель министра образования и науки КР Токтобубу Ашымбаева. - Одни переполнены, в других мест достаточно, но родители хотят своих детей устраивать в более престижные учебные заведения. Кроме того, у многих будущих первоклашек нет прописки по месту жительства. Это серьезная проблема. Причем об этом важном моменте взрослые вспоминают тогда, когда приносят документы на зачисление.

Но есть и еще одна причина перекоса. Некоторые родители лезут из кожи вон, лишь бы любимое чадо училось в статусном заведении - школе-гимназии или лицее.

- К сожалению, в 1990-х годах в Кыргызстане отказались от советской системы образования и решили использовать западную модель, - пояснила корреспонденту "РГ" доктор педагогических наук Анна Сабко. - Но ведь одного желания мало. Надо понимать, что как в "элитных", так и в обычных школах работают педагоги с примерно одинаковыми характеристиками. Это касается уровня их образования, профессиональной подготовки, повышать которую практически негде, отношения к детям, учебной программе, стиля жизни и других факторов. Отдельно хочу остановиться на нагрузке для учеников. Нужна ли им дополнительная? Сегодня на каждом углу можно увидеть объявления о подготовке к школе. Зачем, если ребенок как раз приходит в нее учиться? А в первый класс так называемых "элиток" ребенка не зачислят, если он не сдаст экзамен. Малышу шесть лет, его мозг только формируется, а он уже испытывает огромный стресс. Мама и папа день и ночь зудят: готовься к экзамену. В итоге он ненавидит школу, еще не попав в первый класс. Между тем любой психолог скажет, что успех в учебе будет лишь тогда, когда она в радость.

По мнению детского психолога Айнагуль Шаршеевой, в ее врачебной практике много случаев, когда статус учебного заведения способствовал социальному расслоению детей. Те, кто ходил в гимназию или лицей, свысока смотрели на сверстников, учившихся в обычной школе.

- То есть ребенку с детства внушается понятие социального неравенства, - подчеркивает Айнагуль Шаршеева. - Как-то женщина привела ко мне племянницу. Девочка была на грани нервного срыва. Я тогда удивилась, почему ее привела не мама. Но вскоре выяснилась причина. Мама отдала девочку в гимназию, а та не потянула программу. Педагоги посоветовали перевести девочку в обычную школу, чтобы она плохими отметками не портила показатели успеваемости класса. Самолюбие мамочки, которая всем рассказывала, что ее дочь учится в престижной школе, серьезно пострадало. На девочку ежедневно сыпались упреки. Мать наотрез отказалась переводить дочь, мотивируя тем, что мол, она не для того столько лет сдавала деньги на школьные нужды.

Корона для школы

Что же такое школа-гимназия и как ею можно стать в Кыргызстане? В городском отделе образования Бишкека пояснили, что для наделения учебного заведения особым статусом разработаны критерии. Среди них - квалифицированный преподавательский состав, применение авторских методик преподавания, улучшенное качество образования. Правда, ответить, по каким параметрам последнее определяется, чиновники затрудняются.

В администрациях школ-гимназий, в свою очередь, рассказывают о победах учеников на предметных олимпиадах, участии во всевозможных конкурсах и фестивалях и тому подобных мероприятиях. Но подобные примеры любят приводить и руководители обычных школ.

- Я не буду ставить под сомнение заверения директоров гимназий, но давайте обратимся к фактам, - отмечает Анна Сабко. - Переполненность статусных школ очевидна. Не стоит и говорить, как это сказывается на качестве уроков. За 45 минут педагог не успевает проверить домашние задания такого количества детей. И, разумеется, проводить анализ успеваемости некогда. Родителям нередко приходится обращаться к репетиторам.

Самое любопытное, что и в обычных, и в так называемых статусных школах дети учатся по одним и тем же учебникам. Вопрос: а чем в таком случае они отличаются друг от друга? Внятного ответа на этот вопрос пока нет.

Кстати

Министерство образования и науки (МОН) КР в 2023 году начало проводить анализ содержания учебников. Эта процедура коснется учебных пособий, издающихся в республике на кыргызском, русском, узбекском и таджикском языках. По словам начальника сектора книгоиздания МН КР Самата Тоялиева, уже создана специальная комиссия. По результатам ее работы планируется сформировать список школьных учебников, рекомендуемых на новый учебный год, с учетом предложений и выбора опытных, компетентных учителей.