19.04.2023 11:00
    Поделиться

    Открыт прием заявок на конкурс молодых дипломатов имени А.А. Громыко

    Конкурс молодых международников СНГ им. А.А. Громыко открыл прием заявок на участие. "СОЮЗ" побеседовал с одним из организаторов конкурса, директором Центра научной дипломатии и перспективных академических инициатив МГИМО МИД России Вячеславом Сутыриным о том, почему для молодых специалистов, носителей идеи союзности, столь необходимо настоящее знакомство и живое общение друг с другом.

    Вячеслав, вы стояли у истоков создания конкурса. Каким он родился и как "подрос", каким стал сейчас?

    Вячеслав Сутырин: Изначально - а конкурс впервые прошел в 2018 году - это была двусторонняя российско-белорусская инициатива, в рамках Союзного государства. Конкурс вызвал высокий интерес, к нам приходили заявки из других стран, и организаторы приняли решение расширить географию до пространства всего СНГ. А сейчас думаем, что, возможно, следует и дальше расширяться, потому что теперь поступают заявки и из стран дальнего зарубежья, даже с других континентов. В этом году конкурс проводится в шестой раз. За пять лет в нем приняли участие более 1700 молодых ученых и аналитиков из 11 стран, представляющих около 300 вузов и академических институтов. Проект поддерживают МИДы наших стран, Евразийская экономическая комиссия, МФГС СНГ, десятки институтов и вузов-партнеров в странах СНГ.

    Вячеслав Сутырин: Мы видим растущее внимание президентов наших стран к гуманитарной проблематике. Фото: mgimo.ru

    "Международник" - это сегодня кто?

    Вячеслав Сутырин: Международники - это не только ученые, но и журналисты, профильные специалисты в сфере бизнеса, аналитики, обозреватели, чья деятельность связана с международными процессами. Основные номинации конкурса - традиционно академические: для участия надо подготовить полноценную и оригинальную научную статью. Мы стараемся постоянно находиться в контакте с участниками сообщества, которое сложилось вокруг конкурса за эти годы, и поэтому, отвечая на интерес участников, мы ввели дополнительную рубрику "Конкурс эссе". Это состязание аналитических текстов, которые могут носить публицистический характер, к ним не предъявляются столь же жесткие требования, как к научным статьям. Эта рубрика ориентирована на людей, которые могут не иметь фундаментальной научной подготовки, но при этом работают в сфере международных отношений, и у них есть идеи, которыми они хотят поделиться. Поэтому в финале конкурса, который по традиции проходит в МГИМО, встречаются как молодые исследователи, так и молодые практики, что делает обмен знаниями и опытом особенно плодотворным.

    Какие страны, регионы традиционно наиболее активно участвуют в конкурсе?

    Вячеслав Сутырин: География конкурса постоянно расширяется, но ядром его остаются Россия и Беларусь - на них приходится две трети соискателей. Несмотря на политические перипетии, у нас участвуют представители всех стран СНГ. Мы очень рады, что у нас есть конкурсанты с Донбасса, и в прошлом году было несколько представителей новых регионов России, которые вышли в финал. Они выдержали конкуренцию, приехали в Москву, вместе со всеми ребятами участвовали в Форуме финалистов, представляли свои работы в МГИМО. Для нас очень важно, что конкурс служит площадкой для объединения, развития человеческих и профессиональных контактов, в том числе с участием жителей Донбасса - молодых ученых, экспертов, аналитиков. Мы видим, что им это очень важно и нужно.

    Сейчас и в рамках Союзного государства президенты приняли решение о том, что в бюджете Союзного государства будет специальная строка о государственной поддержке молодежи Донбасса. Мы надеемся, что и наш скромный вклад в решение этих задач тоже будет полезен.

    Еще есть время подать заявку на участие?

    Вячеслав Сутырин: Да, прием заявок в этом году заканчивается 15 мая.

    Конкурс служит площадкой для развития человеческих и профессиональных контактов, в том числе с жителями Донбасса

    А как складывается судьба участников конкурса?

    Вячеслав Сутырин: Среди "выпускников" конкурса много молодых, но уже сложившихся специалистов, профессионалов, которые занимают серьезные позиции в образовательной сфере, на госслужбе, в сфере бизнеса и, конечно же, в науке. Например, Олег Лешенюк - победитель конкурса 2020 года, директор Центра международных исследований Белорусского госуниверситета. Анастасия Киселевич, победитель первого конкурса в 2018 году. Сейчас является председателем Совета молодых ученых БГУ и председателем Совета молодых ученых Министерства образования Беларуси, работает преподавателем на факультете международных отношений БГУ, выступала с докладом на Конгрессе молодых ученых в Сочи в 2022 г. Теперь это наши коллеги, с которыми мы уже профессионально взаимодействуем, реализуем проекты.

    У конкурса большое международное жюри, и призеры готовят действительно серьезные работы. Можно с уверенностью сказать, что победа в конкурсе не только служит показателем профессионального признания, но и открывает новые возможности на пути профессионального развития.

    Вы - эксперт в области высшего образования. Как оцениваете тенденции, происходящие в сфере общего образовательного пространства России и Беларуси?

    Вячеслав Сутырин: Если говорить про общие тенденции, то мы видим растущее внимание президентов наших стран к гуманитарной проблематике. Приоритетность гуманитарного сотрудничества и проблемы в этой сфере сейчас признаны. Несколько лет назад мы забили тревогу по этому вопросу, обращая внимание на снижение числа белорусских студентов в России. Сейчас этот показатель стабилизировался на уровне 10-12 тысяч, примерно половина из которых обучается в России за счет средств госбюджета РФ. Значительно возросло число квот правительства России для бесплатного обучения граждан Беларуси в России, результаты белорусского ЦТ признаются при вступительных испытаниях в российских вузах. То есть предпринимаются реальные шаги.

    Проблема состояла в том, что до недавнего времени принято было считать, что уж в сфере образовательного сотрудничества все у нас точно хорошо. Мы говорим на одном языке, у нас нет границ, можно свободно поступить на бюджет. Звучал вопрос: "А зачем этим специально заниматься, создавать конкурентные преимущества для белорусских или российских студентов?" Или, например, в Беларуси возникала такая точка зрения: "Зачем нашим лучшим студентам учиться в России? Пусть лучше учатся дома". Теперь приходит понимание, что сферой студенческих обменов надо заниматься, так как без этого союзнические отношения и экономическое сотрудничество останутся без реальной долгосрочной опоры.

    Поделиться