Весьма перспективная и самобытная экономика Турции переживает период расцвета. Эксперты называют это настоящим чудом, которое началось в двухтысячных годах с провозглашением нового экономического курса. А начинать пришлось не с самых сильных позиций, на фоне кризиса 2001-2002 годов. Для иллюстрации приведем лишь один красноречивый показатель: Турция ввозила почти в два раза больше товаров, чем экспортировала, был зафиксирован большой дефицит внешней торговли. Тогда Анкара четко обозначила направление национальной экономики на свободный рынок.
В первые годы у власти правительство, которое возглавил Реджеп Эрдоган, стабилизировало инфляцию - с 45 процентов в 2003-м до 7,5 в 2013-м. Чтобы достичь такого результата, в 2004-2005 годах была проведена денежная реформа. Инфляция снизилась, это укрепило турецкую лиру.
Главным драйвером стало развитие промышленного потенциала, строительства и туризма. ВВП Турции начал расти более чем на 5 процентов в год, именно тогда граждане отметили, как быстро хорошеет страна. Если в 2003 году ВВП был на уровне 303 млрд долларов, то в 2013-м он составлял уже 820 млрд, увеличение произошло феноменальное - в 2,7 раза. В Турции были открыты свободные экономические зоны. Компаниям, производящим более 85 процентов своих товаров на экспорт, государство предоставило мощные преференции.
Власти активно инвестировали в развитие инфраструктуры, привлекали в страну иностранный капитал. Инициативами Реджепа Эрдогана был укреплен контроль над национальной денежной политикой, инерционная административная система начала работать как часы. Немалую роль в этом сыграло сокращение ресурсов бюрократии. Ставка на экспорт сохранилась и после того, как Эрдоган был выбран президентом Турции в 2014 году.
Сегодня турецкая продукция на мировом рынке считается привлекательной даже с учетом логистических издержек, хотя импорт еще превышает экспорт. Экономисты объясняют это сохранившейся зависимостью от энергоносителей. В данном направлении предпринимаются все необходимые шаги. Парламент Турции запустил процедуру внесения поправок в законодательство, которые необходимы для начала работы международного газового хаба. С началом работы хаба деятельность компаний значительно ускорится и упростится. По словам министра энергетики и природных ресурсов Турции Фатиха Донмеза, после того, как центр газовой торговли начнет функционировать, "снизятся цены, что важно для Европы", в то время как "Турция станет одним из рынков, определяющих референсную стоимость газа".
Напомним, о возможности создания газового хаба в Турции заявил в октябре 2022 года президент России на встрече с лидером Турецкой Республики. По мнению Владимира Путина, новый газовый хаб может стать площадкой для определения цены на голубое топливо, которая исключит политизацию этого вопроса.
Благодаря инвестициям в диверсификацию энергетики и хорошим отношениям с соседями, у которых она импортирует природный газ, Турция стала третьей по дешевизне страной в Европе, - пишет газета Sabah.
За 20 лет заметно поднялся военно-промышленный комплекс Турции. Правительство намерено довести общий бюджет предприятий оборонной промышленности страны до 75 млрд долларов. "Количество проектов в оборонной промышленности выросло с 62 до 750, количество компаний - с 56 до 2700. Когда мы пришли к власти [в 2002 году], реализовывалось оборонных проектов на $5,5 млрд. Сегодня эта цифра превысила 60 млрд долларов. А далее с учетом проектов, находящихся на стадии тендеров, мы увеличиваем бюджет оборонпрома до 75 млрд долларов", - сказал Эрдоган, выступая на церемонии передачи армии первого отечественного десантного корабля Anadolu.
Власти не ослабили внимание и к сфере туризма. На днях Эрдоган заявил, что его страна полна решимости стать центром медицинского туризма. "Турция в сфере медицины оказывает услуги не только собственным гражданам. Мы полны решимости превратить страну в глобальный центр притяжения", - заявил турецкий лидер на церемонии открытия больницы в городе Коджаэли.
Серьезная модернизация была проведена за 20 лет и во внешней политике. Изначально стратегической целью была намечена интеграция Турции в Евросоюз. Турция, без сомнения, стала бы там одним из ведущих определяющих игроков. Однако европейская сторона особого энтузиазма не проявила, что привело Анкару к переоценке договороспособности Евросоюза. В настоящее время Турция стала ключевой державой Западной Азии на стыке евразийского пространства и Средиземноморья, это своеобразный мост между Востоком и Западом. Особенно мощно позиции Турции укрепились в результате ее стремления к сотрудничеству с соседними странами. Доктрина "ноль проблем с соседями" и по сей день остается основополагающей во внешней политике.
Сейчас сложно даже представить, чтобы как региональные, так и международные проблемы решались без участия Турции.