"Мы проинформировали МИД России о нашей готовности обсуждать с американской стороной интересующие их вопросы в рамках действующих соглашений между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, - пояснили "РГ". - Ответ направлен по дипломатическим каналам".
Перед этим, как уже сообщалось, из минэнерго США поступило предостерегающее обращение в адрес главы "Росатома" Алексея Лихачева. Дословно суть претензий не раскрывается. Но их подоплеку прояснил и прокомментировал в "РГ" эксперт по вопросам безопасности ядерной энергетики, член группы международных советников при генеральном директоре МАГАТЭ Владимир Асмолов.
Суть его комментария в том, что характеристики американского ядерного топлива на Запорожской АЭС и расчетные коды для активных зон ее реакторов известны профессионалам давно. Чужими расчетными кодами никто торговать не собирается - у России есть свои, которые ничуть не хуже. А в том, что касается ядерного топлива, еще в конце 90-х годов был выпущен совместный с американской Комиссией по ядерному регулированию (NRC) отчет. По словам Асмолова, это был уникальный для того времени прецедент: "Отчет выпущен в США, и в нем показаны преимущества российского ядерного топлива".
Подтверждая получение письма из минэнерго США и уже отправленный на него ответ, в "Росатоме" заявили, что "Российская Федерация всегда соблюдала и соблюдает все международные обязательства в области нераспространения и экспортного контроля. В полной мере это касается и Запорожской АЭС, где во взаимодействии с МАГАТЭ обеспечиваем выполнение всех правил и норм ядерной безопасности и физической защиты".