Чистая работа

Как обеспечивается экологическая безопасность в зоне прохождения ВСТО-2
Победителем корпоративного конкурса в сфере природоохранной деятельности среди организаций системы "Транснефть" по итогам работы в 2022 году стало ООО "Транснефть - Дальний Восток".
Волонтеры ООО "Транснефть - Дальний Восток" высадили сосны и плодовые деревья на аллее городского парка им. Ю.А. Гагарина в Хабаровске
Волонтеры ООО "Транснефть - Дальний Восток" высадили сосны и плодовые деревья на аллее городского парка им. Ю.А. Гагарина в Хабаровске / ООО "Транснефть - Дальний Восток"

Первые из лучших

Получить высшую корпоративную награду в год празднования 30-летия ПАО "Транснефть" особенно важно и престижно. Далеко не каждая организация относится к экологии так серьезно, как "Транснефть". Правила и нормы здесь жесткие. Контроль строжайший. Поэтому быть первыми из лучших очень почетно. Работа дальневосточной "дочки" нефтепроводного гиганта, эксплуатирующей вторую очередь магистрали "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2), стала доказательством того, что мощное промышленное производство может не только существовать в гармонии с природой, но и служить гарантом ее безопасности.

Кстати, в 2021 году победителем этого экологического корпоративного конкурса тоже было признано ООО "Транснефть - Дальний Восток". Случайности исключены.

- В рамках нынешнего соревнования сравнивали фактические показатели эффективности природоохранной деятельности в соответствии с утвержденным отраслевым регламентом, а он действительно жесткий, - рассказывает начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования "Транснефть - Дальний Восток" Леонид Тубольцев. - Организации оценивали по 28 критериям. Принималось во внимание отсутствие нарушений и замечаний при проверках контрольно-надзорных органов и ПАО "Транснефть". Как не было аварий, инцидентов и отказов оборудования. Сотрудники в течение года проходили обучение и повышали квалификацию.

Не навредить

Существовать в гармонии с природой - значит до минимума снизить воздействие на нее. Основным становится принцип "не навреди". В своей работе нефтетранспортники используют самые инновационные технологии. Учитываются все мелочи, фиксируются любые отклонения от нормативов, в том числе сейсмическая активность.

Единая система управления (ЕСУ) магистральным нефтепроводом отвечает в том числе за мониторинг основных параметров транспортировки нефти - рабочего давления, расхода, температуры. ЕСУ регистрирует отклонения от норматива, при необходимости она выдаст команду, и движение по нефтепроводу автоматически остановится.

Еще одна умная система - обнаружения утечек и контроля активности - позволяет определять нештатную ситуацию благодаря оптико-волоконному кабелю. Он проложен вдоль всего трубопровода, в непосредственной близости от него, и используется как датчик. И датчик этот очень чувствительный, он реагирует даже на самые незначительные колебания грунта и изменения его температуры, а потом сравнивает реальные показатели на объекте с эталонными. В случае расхождения данных система "забьет тревогу", очень точно определит место неполадки и подаст светозвуковой сигнал в диспетчерские "Транснефти - Дальний Восток", районных нефтепроводных управлений, а также в операторные нефтеперекачивающих станций (НПС).

Все НПС компании "Транснефть - Дальний Восток" оснащены современными сооружениями для очистки сточных вод. После прохождения нескольких ступеней фильтрации вода, уходящая со станции, отвечает всем экологическим нормам и требованиям, которые допускают ее сброс в водоемы рыбохозяйственного значения. И это дает уверенность в том, что богатой речной системе Дальнего Востока не наносится вреда.

Действенной природоохранной мерой стало использование резервуаров с плавающей крышей. Таким образом минимизируются испарения нефти.

- Кроме того, на технологических объектовых автозаправочных станциях ввели систему рециркуляции паров, - объясняет Леонид Тубольцев. - При сливе топлива из автоцистерны в подземные емкости работники технологических АЗС подключают к этой же цистерне трубопроводы для обратной закачки в нее образующихся в подземных емкостях паров.

Это позволяет на 60 процентов сократить поступление в атмосферу загрязняющих веществ.

Экзамен на компетентность

Экологический мониторинг на предприятии осуществляют три лаборатории на НПС-27, НПС-34, НПС-41. Они тщательно контролируют природные и сточные воды, почву, донные отложения, атмосферный воздух. Можно ли им доверять? Несомненно: в 2022 году лаборатории успешно подтвердили свою компетентность в Федеральной службе по аккредитации. Это знак качества.

- С июня по август нас проверяли аудиторы - и оснащенность современным оборудованием, расходными материалами, и уровень профессиональных знаний сотрудников. По итогам экспертизы было доказано полное соответствие деятельности лабораторий ООО "Транснефть - Дальний Восток" национальным стандартам. Кроме того, специалисты компании подтвердили право на выполнение нового вида исследования - измерения загрязняющих веществ в промышленных выбросах на отечественном газоанализаторе многокомпонентном "Полар", - говорит ведущий инженер отдела экологической безопасности и рационального природопользования ООО "Транснефть - Дальний Восток" Александра Жукова.

В 2022 году эти лаборатории выполнили свыше 21 тысячи анализов: проверили четыре тысячи проб природной воды, 5,3 тысячи - сточной и почти девять тысяч проб питьевой, в том числе из артезианских скважин. Они провели 602 исследования атмосферного воздуха, а также 224 - почвы и донных отложений в зоне прохождения подводных переходов ВСТО-2 и нефтепровода-отвода от него на Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод.

И ни разу анализ не показал превышения предельно допустимых концентраций контролируемых веществ.

И на суше, и в воде

По словам Леонида Тубольцева, в 2022 году на мероприятия в области экологии и охраны окружающей среды ООО "Транснефть - Дальний Восток" направило почти 130 миллионов рублей. Работники предприятия высаживали леса и выпускали "в большую жизнь" мальков, устанавливали птицезащитные устройства и участвовали в экологических акциях…

На одну только высадку деревьев направлено 2,5 миллиона рублей. Причем для каждого из регионов, по территории которых проходит трасса ВСТО-2 (Хабаровский и Приморский края, Амурская и Еврейская автономная области), выполняется своя программа лесопосадок. Таким образом сохраняется биоразнообразие дальневосточной природы.

Например, в Хабаровском крае благодаря стараниям нефтепроводчиков на площади 16 гектаров в зоне отвода ВСТО - Комсомольский-на-Амуре НПЗ зазеленели 32 тысячи саженцев лиственницы амурской. В Варваровском лесничестве в Приморье прижились тисы. В Амурской области в городском парке Белогорска появилась "Аллея маньчжурского ясеня". Такие же ясени и амурский бархат высажены в Тамбовском районе, в Муравьевском парке устойчивого природопользования. Это первая в России особо используемая негосударственная природная территория.

Принципа биоразнообразия нефтетранспортники придерживаются и при пополнении дальневосточной ихтиофауны. Проекты по зарыблению предприятие реализует 11 лет. В реки за это время было выпущено 7,7 миллиона экземпляров молоди ценных пород - амурского осетра, тихоокеанского лосося, сазана. В прошлом году, например, в реку Барабашевку (Приморский край) отправилась кета, в Амур (Хабаровский край) - краснокнижный осетр.

В 2022 году в ходе мониторинга нефтепроводчики обнаружили в гнезде возле НПС-34 не только взрослых аистов, но и пять птенцов. Фото: ООО "Транснефть - Дальний Восток"

Аистиная демография

Особое внимание нефтетранспортники уделяют птицам. И тому есть причины.

Высоковольтные линии могут стать причиной гибели пернатых. Чтобы этого не произошло, ООО "Транснефть - Дальний Восток" в 2022 году установило на опорах ЛЭП более шести тысяч защит. На эти цели дополнительно было направлено свыше десяти миллионов рублей.

- Специальные устройства, которые оберегают птиц от поражения током при приземлении, мы разместили в местах соприкосновения опоры и электрического провода. Защитные элементы изготовлены из специальных диэлектрических материалов, они устойчивы к перепадам температур, осадкам, ветру, - рассказывает Леонид Тубольцев.

Отдельная тема - аисты. В 2010 году на территории двух районов Хабаровского края - Вяземского и имени Лазо - образовалась особо охраняемая природная территория общей площадью более 19 тысяч гектаров. И появилась она как раз благодаря планам строительства нефтепровода. Когда проектировали вторую очередь ВСТО, на его предполагаемом пути обнаружили гнезда дальневосточного аиста, занесенного в российскую и международную Красные книги. Сделали перетрассировку, а местность стала заказником "Аистиный".

На средства нефтепроводчиков в заказнике c 2010 года установили 12 искусственных опор для гнездования крупных птиц, и экологи дальневосточной "дочки" компании взяли конструкции под наблюдение. Они ежегодно проверяют состояние опор и, если требуется, проводят ремонт.

В результате мониторинга нефтепроводчики обнаруживают новые гнезда, информация предоставляется в государственные организации и гнезда вносят в реестр для учета. Постепенно (аист - птица осторожная) "дома" на опорах были заселены. А в 2022 году в гнезде возле НПС-34 помимо взрослых особей обнаружили пять птенцов.

- Специалисты отмечают, что впервые за многие годы популяция увеличилась, - подчеркивает Леонид Тубольцев.

Кстати, дальневосточный аист считается естественным индикатором пресноводных экосистем Амурского экорегиона. Он реагирует на иссушение поймы, изменение климатических условий, загрязнение воды и почвы. Именно из-за массового применения химических удобрений аисты в прошлом веке исчезли в Японии и Южной Корее. И то, что сейчас краснокнижная птица так привольно чувствует себя вблизи от трассы нефтепровода и селится рядом с НПС, говорит о многом.