По его словам, несмотря на достаточно хорошие показатели развития территории, ей необходим прорыв в развитии. Нужны дополнительные бюджетные инвестиции в инфраструктуру, в основном построенную в советское время и требующую обновления. По большому счету, убежден Кожемяко, необходим такой же импульс, который был дан во время подготовки к саммиту АТЭС-2012 и послужил преображению края и всего Дальнего Востока, совершенно по-другому "зазвучавшего" на мировой арене. Причем этот мощный импульс должен быть вызван поручением президента, ибо, как считает губернатор Приморья, все повышенное внимание Москвы к ДФО и, безусловно, нужные и даже финансово обеспеченные экономические инициативы все-таки спотыкаются без системного подхода.
Что может послужить таким толчком для развития, "РГ" спросила у экспертов.
- Обсуждая эту тему, надо первым делом держать в голове стратегию поворота России на восток, усиленную геополитической ситуацией. Внимание к ДФО есть, но вложения делаются недостаточно и несистемно. Они должны быть более массированными.
Я делал экспертизу осуществления дальневосточных проектов по просьбе минвостокразвития. Так вот, выполнены все целевые показатели кроме создания высокотехнологичных производств и остановки оттока населения.
Высокотехнологичные крупные, хорошо бы конвейерные производства - вот что необходимо Приморью.
Образцом нужного краю предприятия является судостроительный комплекс "Звезда" в Большом Камне. Там дан импульс и развитию технологий, и образовательному процессу для подготовки специалистов, и жилищному строительству в связи с приездом последних. А малый и средний бизнес вокруг себя население не концентрирует, качественного рывка не обеспечивает, хотя сам по себе этот бизнес нужен, конечно.
Между тем скажу неожиданное: в свое время Россия фазу индустриализации полностью не прошла. Мы по западному образцу увлеклись инвестициями в сферу услуг и финансовый сектор. И до сих пор деньги идут мимо материального производства, увы.
- Не буду утверждать, что это панацея, но на Дальнем Востоке нужно срочно снижать тариф на электроэнергию. В Приморском крае в декабре прошлого года он вырос - по двухтарифному счетчику на 22 процента в дневное время и на 15 в ночное. Мне возразят, конечно. Мол, нужны средства на реконструкцию и строительство энергетической инфраструктуры. Ее состояние не выдерживает критики, это показывает ущерб от наших ежегодных тайфунов.
Власти отмечают, что основная причина повышения тарифа кроется в росте стоимости угля и его перевозки. Кроме того, учтены затраты энергетиков на строительство и ремонт электросетевого хозяйства. Но какой такой ремонт? У нас сейчас месяца не проходит без аварийного отключения света. Чтобы понять это, стоит посмотреть на количество аварий нынешней зимой.
О каких преференциях в регионе можно говорить, если у нас тариф на электроэнергию выше среднероссийского?! Бизнес стонет.
Между тем нагрузка на энергосистему растет быстрыми темпами. Наш университет построил два жилых дома, в них предусмотрено только электрическое отопление. Сейчас живу в пригороде, туда зашли столичные стройкомпании. Они строят четырехэтажные жилые дома - все на электроотоплении. И я уже замечаю по соседям, что они предпочитают немножко померзнуть ради экономии трат на электроэнергию.
- При всей важности вопросов, которые губернатор Приморья обсуждал с президентом - о поддержке земляков в зоне СВО, о росте ВРП, о достижениях в сельском хозяйстве и строительстве жилья, - ключевыми словами Олега Кожемяко были: "отсутствие системного подхода к развитию Дальнего Востока". Этого подхода нет в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока, нет в законах о ТОРах, СПВ. Льготы для инвесторов есть, а системного видения нет. Было бы, может, и льготы не понадобились бы.
Об этом глава Совета Федерации Валентина Матвиенко говорила еще на обсуждении проекта Национальной программы: "…десять лет мы пишем стратегии, программы, а прорыва в экономике нет. Зато прорыв мы наблюдаем по ту сторону дальневосточной границы - там, в странах Азии, растут новые ультрасовременные города, производства. А у нас программа, которая сегодня предлагается министерством, это программа рутинного развития, а не прорыва".
Может, после этого разговора президента и главы Приморья губернаторский корпус ДФО, объединив усилия, пригласив науку, специалистов в области стратегии, предложит системное решение главных проблем макрорегиона. Наиболее серьезными, "кричащими" являются убыль населения, нерациональная пространственная организация, преобладание ресурсно-сырьевой экономики.
Олег Кожемяко во время встречи с главой государства уверенно оперировал цифрами по затратам на восстановление разрушенной тайфунами инфраструктуры, по намолотам зерна, построенному жилью, но упустил, пожалуй, наиболее острый вопрос: "Почему люди покидают территорию?". По демографии Приморский край выглядит хуже других субъектов Дальнего Востока. Население края сократилось с 2256,2 тысячи человек с 1989 года до 1863 тысячи в 2021-м - на 19,5 процента. По прогнозам, к 2036 году в Приморье останется 1736,4 тысячи человек. Уезжают из края в целом больше, чем приезжают. И сколько бы ни привлекали инвестпроектов, сколько бы ни создавали рабочих мест, каких бы размеров ни был материнский капитал, если оставаться в плену иллюзий, что когда-то "все само собой утрясется", то ничего не утрясется. И простых решений этих проблем нет.