Покупателей одежды "б/у" условно можно разделить на три лагеря. Одни покупают подержанное из желания сэкономить без потери качества, вторые - в поисках брендов и винтажных "сокровищ", третьи голосуют рублем за осознанное потребление.
В шкафах петербурженки Юлии Ермаковой - почти сотня пар джинсов, по десятку курток на каждый сезон для себя и супруга, свитеров, футболок и обуви - вообще без счета.
- В 90-е годы я вообще не могла купить обувь на свою ногу - небольшую, но с очень высоким подъемом. Помню, как сидела и плакала, не сумев влезть ни в одни туфли в магазине, - рассказывает она. - Поэтому сейчас я просто не могу пройти мимо, покупаю все, что нравится и подходит.
Часть своих приобретений Юлия сейчас продает через сайт бесплатных объявлений - недорого, только чтобы "расхламиться". Однако для некоторых покупки в секонд-хендах становятся источником дополнительного заработка. Фирменную вещь можно приобрести довольно дешево и перепродать: в некоторых регионах рынок качественного секонд-хенда практически не развит, брендовые вещи там не найти, а сервисы доставки позволяют без риска купить понравившуюся вещь даже за тысячи километров.
Экоактивисты часто не только формируют гардероб с помощью секонд-хендов, но и свои подержанные вещи стараются не выбрасывать. Хлопковые футболки и постельное белье, к примеру, отдают в приюты для животных. А вещи, которые еще могут послужить, - в благотворительный магазин. Часть вещей оттуда отправится на переработку, а часть - попадет в торговый зал.
- За 10 лет с момента открытия первого магазина изменилось многое, - рассказала корреспонденту "РГ" одна из основательниц благотворительной сети "Спасибо" Ксения Чепига. - Самое главное, что мы перестали чувствовать постоянное преодоление и тяжесть, так как осознанное потребление прочно зашло в головы людей. Нам больше не нужно объяснять, почему мы делаем секонд-хенд и что это не плохо. Поэтому в месяц сейчас мы получаем порядка 150 тонн ненужной одежды.
Екатерина Феликсова проработала некоторое время в коммерческом секонд-хэнде и осталась преданной поклонницей такого ассортимента. Отмечает, что в последнее время выбор стал меньше, а покупателей - существенно больше. Поэтому цены растут. Но есть и приятная новость для сотрудников: растут зарплаты в этом секторе. Полтора года назад Екатерине предложили на руки 25 тысяч рублей.
- Средняя предлагаемая зарплата для работников секонд-хендов в России по итогам 2022 года - 35 тысяч. Это на 3600 рублей больше, чем в 2021 году, - отмечает представитель популярного портала по поиску работы Мария Бузунова. - В Петербурге средний доход работника секонд-хенда может доходить до 54 тысяч рублей. При этом ряд работодателей готовы платить зарплату до 60 тысяч рублей. Чаще всего это касается продавцов-консультантов, которые готовы подбирать образы для клиентов и собирать информацию об одежде, которую продают.
Одни из самых высоких зарплат можно найти в вакансиях работодателей из Нижнего Новгорода. Так, менеджеру оптовых продаж секонд-хенда компания готова платить до 170 тысяч на руки. При этом только за последний год существенно вырос спрос на сотрудников торговли в сфере секонд-хенда. Только по данным одного из кадровых порталов, в течение года число вакансий продавцов увеличилось в Петербурге на 95 процентов. Аналогичная история - по всему Северо-Западу: в процентах по Архангельской области плюс 58, в Карелии плюс 87, в Коми плюс 64, в Мурманской области плюс 54, в Ленобласти плюс 68 процентов. А в целом по стране спрос на таких работников вырос в 2,7 раза по сравнению с 2021 годом.
Ольга Гандурина, заместитель руководителя проекта "Полезный город":
- Недорогие "б/у" товары будут пользоваться спросом всегда, а в кризисное время потребность в них будет только расти. Однако секонд-хенд к тому же вошел в моду. Бум на мультибрендовые ресейл-бутики начался под влиянием общей приверженности устойчивому развитию.
Количество магазинов, торгующих подержанными товарами, значительно увеличится, при этом будет расширяться именно онлайн-сегмент. Второе направление, которое будет активно развиваться в ближайшие годы, - ресейл-площадки при крупных брендах или торговых сетях.