Двигатель суверенитета

Тюменские моторостроители освоили выпуск и ремонт уникальной техники
Для страны нет ничего важнее развития собственного производства - с таким посылом компанию "Тюменские моторостроители" ("ТМ") на прошлой неделе посетил глава правительства РФ Михаил Мишустин. Технологический суверенитет, о важности которого говорят все чаще и на самых разных уровнях, для коллектива не абстрактное понятие, а вполне достижимая цель: доля отечественного оборудования здесь составляет 85 процентов, причем это вовсе не станки, сохранившиеся с советских времен.
Высоким гостям в Тюмени показали современное производство, заточенное на нужды ТЭК.
Высоким гостям в Тюмени показали современное производство, заточенное на нужды ТЭК. / Александр Корольков

- Это пример того, как нужно строить процесс, опираясь на местные ресурсы. Сырье - отечественное, поставщики техники - тоже. Учитывая задачи, стоящие перед страной, работы у нас с вами очень много, - говорит губернатор Тюменской области Александр Моор.

Вообще-то история предприятия насчитывает свыше 60 лет. Базовой площадкой для создания "ТМ" в 1994 году стал моторный завод, в свое время занимавшийся ракетными и авиационными двигателями (например, тут колдовали над "сердцем" для самого массового советского самолета Ан-24, палубного штурмовика вертикального взлета и посадки Як-38, ракет зенитного комплекса С-300 и сверхзвукового противокорабельного "Москита").

Сейчас компания входит в "Газпром энергохолдинг" и, единственная в России, заточена на полный цикл ремонта газотурбинных двигателей ДН-80, ДУ-80, ДГ-90 для газоперекачивающих станций в системе главного заказчика - Газпрома и его "дочек". Всего после переоснащения производства тут восстановили более тысячи различных машин. Помогает завод и другим отечественным компаниям газодобывающего и газотранспортного сегментов, энергетикам, а также белорусским партнерам. Под разные контракты извне изготавливают гибкие металлорукава, электрожгуты, крепежные детали, запчасти, уплотнительные вставки из многокомпозитных материалов.

Побывавшим в цехах "ТМ" премьер-министру Михаилу Мишустину, министру энергетики РФ Николаю Шульгинову, первому замминистра промышленности и торговли Василию Осьмакову, уральскому полпреду Владимиру Якушеву и тюменскому губернатору Александру Моору рассказали не только о былой славе предприятия, но и о планах. Текущая задача инженеров - ТМ-16, газотурбинный мотор с улучшенными характеристиками.

- Мы давно хотели заняться именно своим двигателем. К этому моменту разработано 95 процентов конструкторской документации, достаточно развиты активы, практически законтрактованы основные объемы комплектующих… К третьему кварталу 2024-го года начнем собирать, еще через год получим действующую модель, - пояснил гендиректор "ТМ" Станислав Гуц.

Его заместитель по производству Павел Лищук подчеркнул, что коллектив готов к более масштабным объемам, но пока все упирается в кадровый вопрос. Это сейчас общая проблема промышленников, и власти на областном и федеральном уровнях активно помогают в ее решении.

- В первую очередь на региональном уровне есть целый ряд программ повышения квалификации и подготовки кадров. Самое важное соединять это с производством. Программа "Профессионалитет", которой мы занимаемся, а это уже 350 тысяч учащихся, как раз кристаллизует производство и технологии, которые необходимо освоить. И соединяет заказчика кадров с учебными заведениями, которые активно работают в стране, - заметил на это премьер.

Не меньшие надежды правительство возлагает на инженерные школы на базе вузов: за несколько лет число обучающейся в них молодежи планируется увеличить в 20 раз - с двух до 40 тысяч человек.