На первый взгляд может показаться, что Еврокомиссия течет, как решето, и секретность там соблюдать не хотят и не умеют. Однако, скорее, дело тут не в болтливости и безалаберности еврочиновников. Брюссельская бюрократия таким образом посылает своим гражданам и всему миру сигнал об изменении политики на российском направлении.
Официальное объяснение отказа от конфискации российских денег звучит вполне пристойно. Действительно, европейское законодательство не позволяет просто так отбирать чью-либо собственность, особенно если это активы иностранного государства. Есть и другое обоснование, о котором в Брюсселе стараются не упоминать: разграбление российских резервов резко снизит инвестиционную привлекательность Европы. Очень многие богатые люди по всему миру задумаются, а не рискуют ли они, вкладываясь в бизнес и государственные ценные бумаги. Европейские страны и без этого тратят на обслуживание долгов по нескольку десятков миллиардов долларов в год, а потеря всеобщей веры в их надежность может кратно увеличить эту сумму.
Что касается новых санкций, у Евросоюза по-прежнему остаются возможности для расширения давления. При желании они могут попытаться "придушить" Росатом, ввести вторичные санкции против продающих нам "запрещенку" или опустить ценовой "потолок" на нефть с нынешних $60 до, например, $30 за баррель, как того хотят поляки и прибалты. Будет от этого чаемый эффект - неизвестно, но ритуал исполнят.
Проблема в том, что договориться по новым ограничениям становится все сложнее. И сложности возникают потому, что всем становится очевидной бесперспективность экономического давления на нашу страну. Махать кулаками можно и дальше, однако, если результат стремится к нулю, Европа рискует выставить себя на всеобщее посмешище. А если санкции вводить, но при этом делать исключения для всех, кто их не хочет, запреты превратятся в безвредную рваную сеть, что тоже будет выглядеть довольно глупо.
Есть и еще один аргумент против кражи российских денег и новых санкций, который появился относительно недавно. До последнего времени в Европе были уверены, что Украина близка к победе на поле боя, после чего Россия будет вынуждена сдаться и пойти на выполнение условий победителей и их покровителей. Однако за последние недели эта вера стала улетучиваться. Все более очевидно, что хваленое украинское контрнаступление не приведет к перелому, даже в случае удачи, а в более реалистичном варианте оно может превратиться в поражение, которое поставит украинское будущее под большой вопрос.
Итого, санкции не сработали, попытки раскачать Россию изнутри, вызвав беспорядки, тоже оказались неудачными. Так что в перспективе пары лет вне зависимости от судьбы Украины Евросоюзу придется вступать в переговоры с Россией о восстановлении торговых и политических отношений. Деньги надо будет вернуть, санкции отменить, если не все, то их основную часть - точно. Именно поэтому разговоры о конфискациях и санкциях начали затихать.
О том, что это неспроста, нас оповестили при помощи серии стыдливых утечек. Если общественность возмутится, от них всегда можно отказаться. Однако не откажутся, потому что необходимость новых способов сосуществования с Россией в Европе очевидна для всех разумных людей.