Эксперты оценили риски роста мировой нефтепереработки для российского экспорта топлива

В 2023-2024 году мировые мощности нефтепереработки вырастут почти на 5 миллионов баррелей в сутки. Это больше, чем экспортирует готового топлива Россия. Соответствующий прогноз сделал один из крупнейших инвестиционных банков Северной Америки RBC Capital Markets.
REUTERS

Опрошенные "РГ" эксперты считают, что такой рост не помешает поставкам наших нефтепродуктов за границу, и не вызван необходимостью заместить их на рынке. Более того, увеличение мощностей производства означает, что вопреки зеленой повестке и ожиданиям бурного развития электротранспорта, спрос на бензин и дизельное топливо в мире будет расти, что и нашло отражение в действиях инвесторов, вкладывающих средства в новые проекты нефтепереработки.

Если по порядку, то первое, что бросается в глаза в прогнозе RBC Capital Markets, это данные о снижении в 2021 году совокупных мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) впервые за 30 лет почти на 1 миллион баррелей в сутки. Это явно стало следствием экономического спада, вызванного пандемией COVID-19. Итогом этого снижения стал рост цен на топливо в том же 2021 году и наращивание объемов переработки нефти в 2022 году. А в 2023 и 2024 году банк ожидает рекордный с 1977 года прирост мощностей НПЗ. Но решения об инвестициях принимаются не моментально. Это ломать просто, а строить сложнее. Поэтому с уверенностью можно сказать, что процесс наращивания вложений начался задолго до санкций в отношении нашей нефтяной отрасли.

В 2023-2024 годах заработают заводы, решения о запуске которых принимались четыре года назад

Как отмечает партнер "Яков и партнеры" Олег Назаров, цикл ввода нефтеперерабатывающих мощностей от "проекта" до "начала работы" занимает в среднем 4-5 лет, а, значит, в 2023-2024 году мир увидит результат решений, которые были приняты в 2019-2020 году.

По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, увеличение мировых мощностей нефтепереработки только отчасти связано с санкциями против России и изменениями экспортных потоков. Главная причина в том, что мировое потребление нефтепродуктов после пандемии резко увеличивается. Во второй половине 2023 года ожидается продолжение высоких темпов роста китайской экономики и увеличение спроса на нефтепродукты. Для поддержания конкуренции на рынке нефтепродуктов компаниям-экспортерам просто необходимо увеличивать свои мощности переработки.

С санкциями против России не связывает рост мировых мощностей НПЗ и глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его словам, вопреки многочисленным ожиданиям производство нефтепродуктов в России не сократилось, а экспорт не упал после эмбарго ЕС и потолка цен, заработавших с февраля этого года. Думали, что Россия увеличит экспорт сырой нефти в третьи страны, а там из нее будут изготавливать бензин и дизель для Европы. Рынок приспособился по-другому. Россия поставляет в третьи страны и нефть, и нефтепродукты, которые потребляются на внутреннем рынке, а топливо, сделанное на местных заводах, часто из нашей нефти, третьи страны отправляют за границу. Это хорошо видно на примере Турции, которая в марте резко увеличила поставки российского дизеля, одновременно нарастив экспорт своего дизеля в Европу.

Симонов считает, что основная причина роста вложений в новые мощности НПЗ связана с пониманием инвесторами неизбежного увеличения спроса на углеводороды, эпоха которых совсем не закончена. Причем, спроса устойчивого и долгосрочного. А если подходить к этому процессу с точки зрения "если где-то прибыло, то где-то должно убыть", то замещать эти новые объемы нефтепереработки будут выпадающие мощности в Европе, которая демонстративно отказывается от транспорта на двигателе внутреннего сгорания (ДВС) и планомерно убивает свою нефтеперерабатывающую отрасль.

В остальном мире не так. Сколько ни говори о рекордном росте электромобилей в Китае, но дизельных автомобилей там становится еще больше. А какой потенциал есть у дизельных и бензиновых автомобилей в Индии, Пакистане или других странах Азии! Бангладеш при населении 160 миллионов человек потребляет всего 10 миллионов тонн нефти в год. Это из-за зеленой повестки? Нет, это из-за нищеты. И сейчас в мире формируются два энергетических полюса. Один доказывает, что углеводороды больше не нужны, второй, что углеводороды - это шанс ускоренного экономического развития. И под второй полюс эти новые мощности НПЗ и запускаются, поясняет Симонов.

Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, наиболее высокая потребность в строительстве новых НПЗ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где фактическая переработка нефти близка к предельной. Например, в Индии в 2021 году загрузка НПЗ составила 96 процентов от проектной мощности, а в Китае - 85 процентов, даже с учетом сохранявшихся там COVID-ограничений. Для сравнения: по оценке BP, загрузка НПЗ в Европе составляла 76 процентов, на Ближнем Востоке - 79 процентов, а в Северной Америке - 82 процента.

В 2023-2024 годах заработают заводы, решения о запуске которых принимались четыре года назад

Ключевым драйвером спроса на нефтепродукты будет оставаться Индия, которая пока отстает от Китая по уровню урбанизации. В КНР доля городского населения в 2021 году составляла 63 процента, в Индии - 35 процентов. Сокращение этого разрыва будет подталкивать спрос на нефтепродукты, считает Родионов.

Есть здесь еще и фактор России, вернее, отечественных компаний. Что им выгодней экспортировать - нефть или готовое топливо? Прогнозы перед эмбарго ЕС на импорт наших нефтепродуктов были неутешительные. Европа была нашим основным рынком сбыта. Но ожидания не оправдались. По данным Kpler, экспорт нефтепродуктов из России по морю в марте 2023 года вырос на 31,2 процента, по отношению к тому же периоду прошлого года, до рекордных 3,13 миллиона баррелей в сутки.

Как отмечает Чернов, светлые нефтепродукты (бензин, дизель, керосин) дороже сырой нефти и у них высокая добавочная стоимость. В России и ранее обсуждали то, что выгоднее продавать не сырье, а готовый продукт, а полноценная реализация этих намерений началась как раз после введения эмбарго ЕС, считает эксперт.