Специально для "Российской газеты" аналитик TeleTrade Владимир Ковалев изучил новые потенциальные ограничения против нашей страны и оценил масштаб их последствий:
- Предложения самые разные. Например, Польша и прибалтийские страны предлагают отключить Газпромбанк от SWIFT или заблокировать его активы. Но непонятно тогда, как будут оплачивать российские товары европейские и иные получатели, чьи платежи проходят через эту кредитную организацию. Еще есть предложение совсем запретить приобретение российского газа, включая СПГ, и алюминия.
С другой стороны - подходят страны G7. Они стремятся сосредоточить ограничения не на импорте из России, а на экспорте в нашу страну. Звучат предложения полностью запретить поставки из G7 и ЕС в Россию. А в виде исключения оставить только социально важные товары (медикаменты, сельхозпродукцию, продовольствие).
Но эмбарго на экспорт в Россию из стран ЕС - крайне сложное и противоречивое действие. Речь о том, что сомнительные политические резоны должны будут в таком случае превалировать над экономической целесообразностью. Потери ряда стран, которые гипотетически должны присоединиться к санкциям, могут оказаться больше, чем наносимый России ущерб. Особенно это относится к странам Евросоюза.
Не случайно в Еврокомиссии считают, что санкции ЕС из 10 предыдущих пакетов исчерпали свои возможности. И расширение ограничений будет вредить только самой Европе. Поэтому следующий пакет, по утверждению Еврокомиссии, не предполагает новых санкций, а сосредоточится лишь на контроле за выполнением предыдущих ограничений.
И уж тем более столь радикальная мера, как запрет экспорта в Россию нанес бы серьезный удар по хозяйству Европы. Например, поставки в РФ из Германии уже упали в декабре 2022 года почти на 60 процентов по сравнению с данным периодом предыдущего года. Дополнительные радикальные запреты приведут Европу к новым значимым потерям бизнеса и государств - сокращению рынков сбыта, занятости, объемов производства, доходов бюджетов от налогов, таможенных платежей.
США меньше страдают от антироссийских санкций из-за того, что не столь тесно связаны торговыми отношениями с Россией.
Но очень важными могут оказаться резоны, выходящие непосредственно за рамки экономики. Многие политики не без оснований предполагают, что ужесточение условий экспорта в Россию будет способствовать более разностороннему по ширине и глубине взаимодействию России с Китаем, Индией, Ираном, другими странами, что политически и экономически невыгодно США и ЕС.
Дополнительно сократится и использование в мире доллара и евро, что негативно для финансовых систем западных стран.