Число нелегально ввозимых в Россию гаджетов удвоилось
Общая стоимость ввезенных предметов по делам об административных правонарушениях, возбужденным в 2022 году, составила 122,56 млн рублей. В 2021 году этот показатель был равен всего 26,85 млн рублей, добавили в пресс-службе.
Уголовных дел всегда меньше, чем административных. Для уголовного дела нужна крупная партия товара, крупная сумма недоплаты, а также доказать вину конкретных физических лиц. Об этом "РГ" рассказал адвокат, руководитель практики таможенного права и международной торговли BGP Litigation Александр Кирильченко.
"Если обстоятельства правонарушения не дотягивают до признаков уголовного преступления, то возбуждается административное дело", - отметил Кирильченко.
По словам юриста, к этой ситуации применим стандартный закон экономики - спрос рождает предложение. Уход из России иностранных брендов, сложности с доставкой товаров, ажиотажный спрос вызывает к жизни альтернативные каналы поставок.
Один из таких каналов - параллельный импорт, который власти легализовали для некоторых брендов. По этому каналу товары легально поставляются на российский рынок с выполнением всех таможенных правил и уплатой таможенных платежей.
"Контрабандные поставки - это нелегальный канал, сопряженный с занижением таможенных платежей, обходом систем сертификации или с сокрытием от таможенного контроля", - заявил юрист.
Согласно оценке коммерческого директора международной дистрибьюторской компании Border Trade Аркадия Маркарьяна, международный рынок электроники очень высококонкурентный и динамичный. Цена на товары на нем могут меняться несколько раз за неделю, а бывает, за сутки. Особенно это касается таких востребованных товаров, как например iPhone, считает он.
По словам Маркарьяна, поставщики электроники и гаджетов предпочитают отгружать тем, кто принесет большую прибыль и заберет товар максимально быстро. Быстрыми покупателями являются те, кто может платить наличными или криптовалютой.
"Такими заказчиками являются компании, не оформляющие процедуру официального импорта, так как при официальной поставке товара, требуется заключения договора и безналичного перевода денежных средств за товар. Это может занимать от 2 до 3 дней", - пояснил эксперт.
Он отметил, что на маркетплейсах, офлайн розничных рынках электроники конечный покупатель может наблюдать большую разницу в цене на один и тот же товар, которая может доходить до 20%, мы можем предполагать, что данный товар поступил в Россию без уплаты пошлин и налогов.
Впрочем, что же касается рисков, то при официальном ввозе товара для реализации импортер несет ответственность за качество продукции, обязуется соблюдать ЗоЗПП, гарантирует замену или ремонт оборудования в установленный срок, объясняет Маркарьян.
Так, иные товары, находящиеся в продаже, историю поставок которых сложно отследить, не обеспечены гарантиями поставщика. По мнению эксперта, они несут риски для потенциального покупателя при возникновении технических или иных неполадок, где требуется ремонт, замена устройства на новое или возврат денежных средств.
"Когда мы говорим про контрабанду, мы говорим про серый рынок, когда везут в условных чемоданах, везут без таможенной очистки и соответственно не платят налоги. Сегодня этот сегмент рынка значительно вырос", - рассказал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
И если посмотреть на полке в магазине, на условном Авито, где под видом частников продают такие вот серые аппараты, то там Samsung Galaxy Fold стоит 80 тысяч рублей. А в официальной рознице он стоит 120-130 тысяч - вот и все описание причин, почему это все существует, считает он.
"Рынок не терпит пустоты". В целом такие поставки серьезного влияния не оказывают. Когда полностью будет отрегулирован параллельный импорт, контрабанда потеряет свое значение, - отметил заведующий кафедрой маркетинга экономического факультета РУДН Зобов Александр.
Тем более, россияне все больше переориентируются на китайские смартфоны, добавил он.
"В целом это плохо, потому что контрафактные поставки оттягивают пусть и не грандиозную, но часть продаж от оригинальных продавцов. В конечном итоге это может привести к еще большему уменьшению рынка, поскольку потребители потеряют доверие к существующим брендам", - заключил доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников.