24.04.2023 00:00
    Поделиться

    Вузы готовят специалистов для цифровизации энергетической отрасли

    Вслед за модернизацией ТЭК меняется и подход к подготовке специалистов. Сегодня крупнейшие технические вузы Сибири при обучении делают ставку на сотрудничество с индустриальными партнерами.
    Студенты решают реальные задачи, что позволяет сократить срок адаптации на рабочем месте.
    Студенты решают реальные задачи, что позволяет сократить срок адаптации на рабочем месте. / Антон Тушин / ТАСС

    В числе приоритетных для государства направлений подготовки кадров в 2022/23 учебном году названы инженерно-технические специальности. В вузах страны открыто более 251 тысячи таких мест. Это в разы больше, чем на других направлениях подготовки. В Минобрнауки России отмечают, что эти специальности наряду с педагогическими и медицинскими пользуются наибольшим спросом в регионах.

    До 100 процентов выпускников факультета энергетики (ФЭН) Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) трудоустраиваются уже на первом году учебы в магистратуре.

    - Все выпускники ФЭН, которые хотят работать в отрасли, находят работу. Трудоустраиваются в различные сферы - от проектирования объектов энергетики, конструирования, эксплуатации до высшего менеджмента, руководства энергокомпаниями. В неделю мы получаем до десяти вакансий от различных компаний с запросом на выпускников, - рассказывает декан факультета энергетики НГТУ НЭТИ доктор технических наук, профессор Анастасия Русина.

    В прошлом году факультету исполнилось 60 лет. И тогда, и сейчас отрасль испытывает дефицит инженеров-энергетиков. При этом она активно развивается, меняется, и ей нужны не только "классические" специалисты.

    - Тренд на цифровизацию отрасли поставил перед нами новые задачи. Понимая это, мы один из профилей направления "Электроэнергетика и электротехника" насытили информационными технологиями. В этом году состоится выпуск первого набора 2019 года. И это будут не просто ИТ-специалисты, а инженеры, разбирающиеся в энергетике. Сейчас мы понимаем, что и профиль "Классическая энергетика" надо затачивать под ИТ, - делится Анастасия Русина.

    По словам руководителя Передовой инженерной школы (ПИШ) Томского политехнического университета (ТПУ) Вячеслава Першукова, за последние 20-30 лет иными стали технологии, производства, организация работы, колоссально выросли скорости, усложнились процессы, в том числе в ТЭК. Все эти изменения потребовали другого подхода к подготовке инженерных кадров.

    - То, как это делалось раньше, просто не закрывает потребности индустрии. Звучит логично: если нам нужны новые технологии, то нужны и новые инженеры, которые их создают и эксплуатируют, - говорит Вячеслав Першуков.

    Для решения этой задачи в стране в прошлом году и был запущен федеральный проект "Передовые инженерные школы". При поддержке правительства РФ уже создано 30 таких школ на базе университетов в разных регионах страны. У каждой школы есть конкретный индустриальный партнер (или несколько), который максимально включен и в разработку технологий, и в подготовку кадров.

    У всех ПИШ своя тематика. В Томском политехе открыта школа по интеллектуальным энергетическим системам. Основными ее партнерами стали компании "Росатом" и "Газпром нефть". Школа занимается разработкой и внедрением цифровых кросс-отраслевых решений для разных сфер ТЭК России.

    У каждой передовой инженерной школы есть конкретный индустриальный партнер

    - Основной акцент в обучении в ПИШ сделан на прямое участие в образовательном процессе технологических компаний. Партнеры участвуют на всех стадиях работы - при формировании программы, при постановке задач и кейсов для практической работы студентов, в качестве преподавателей различных модулей программ, - рассказывает Вячеслав Першуков.

    В НГТУ также налажено сотрудничество с индустриальными партнерами, в числе которых Сибирская генерирующая компания, "РусГидро", ГК "Таврида-Электрик", "Газпром нефть" и др.

    - Благодаря сотрудничеству с Новосибирской ГЭС для подготовки специалистов по релейной защите автоматики (РЗА) открыта лаборатория "Автоматика энергосистем". К проекту подключились производители оборудования, на безвозмездной основе оснастив лабораторию различными устройствами. Ребята могут посмотреть, как они работают, настроить алгоритмы, узнать современные тренды в РЗА. В лаборатории есть стенд "Цифровая подстанция" - он уникальный, такого нет ни в одном вузе страны. Мы его самостоятельно спроектировали, - делится Анастасия Русина.

    В томской ПИШ вместо классических дисциплин длиной в семестр используются более короткие интенсивные модули. Руководитель школы отмечает, что на всех программах предполагается работа студентов сразу над реальными задачами компаний-партнеров.

    - Это позволит сократить время адаптации студента на рабочем месте, точнее, переход получится бесшовным. Выпускники ПИШ точно не услышат фразу "Забудьте то, чему вас учили в университете", - отмечает Вячеслав Першуков. - Особенность магистерских программ, реализуемых в ПИШ, в том, что они созданы на стыке цифровых специальностей и конкретной отрасли энергетики. Например, мы готовим проектировщиков цифровых двойников энергообъектов, месторождений, специалистов по технологиям машинного обучения для нефтегазовой отрасли, по цифровизации процессов в атомной отрасли.

    Очень показательно, говорят в пресс-службе HeadHunter Сибирь, как вел себя индекс конкуренции в сфере "Добыча сырья" (нефтегазовый комплекс) в течение двух последних лет: еще в начале 2021 года у работодателей был выбор специалистов - в районе пяти соискателей на вакансию. Однако к концу 2022 года индекс конкуренции за работу упал ниже единицы - 0,6 резюме на вакансию. "Нет ни одной другой профессиональной сферы, где бы индекс за это время пережил подобные изменения", - отмечают в hh.ru. Работодатели просто "выгребли" всех специалистов с рынка. И это "звонок" тем, кто сегодня в рамках ЕГЭ не хочет сдавать профильный для отрасли предмет - математику.

    Поделиться