24.04.2023 18:04
Поделиться

За счет чего российские музыкальные сервисы увеличили свою аудиторию в 2023 году и что они сегодня предлагают пользователям

2022 год стал годом переформатирования музыкального стриминга в России. Такие сервисы как Spotify и Deezer полностью прекратили работу в РФ, а Apple Music, YouTube Music и сервис классической музыки IDAGIO стало невозможно оплатить российскими банковскими картами. В результате их аудитория ожидаемо перетекла на российские платформы, которые продолжили активно развиваться и сегодня предлагают пользователям новые аудиоформаты и новый "пользовательский опыт".
Сергей Пятаков/РИА Новости

В "Яндекс Музыке" рассказали "РГ", что в марте 2023 года их показатель MAU (ежемесячная активная аудитория) вырос в сравнении с прошлым годом почти в 2 раза.

Другой крупный игрок музыкального стриминга - VK Музыка, также растет. Директор музыкальной экосистемы и департамента видеоконтента VK Николай Дуксин говорит, что аудитория VK Музыки в первом квартале 23-го года заметно выросла как в сравнении с первым кварталом 2022 года, так и по сравнению с четвертым кварталом 2023.

Все российские стриминговые сервисы вышли за границы только музыкального контента

В музыкальном сервисе "Звук" за первый квартал 2023 года среднее время прослушивания аудиоконтента в "Звуке" увеличилось на 30% по сравнению с прошлым годом. Причем, по мнению представителей "Звука" дело не только в миграции пользователей с зарубежных сервисов.

С уходом зарубежных музыкальных стримингов российский рынок онлайн-музыки еще больше интегрировался в рынок супер-подписок одной из трех экосистем; Сбера, "Яндекса" и VK, в которые помимо музыки входит целый комплекс онлайн-сервисов.

"Покупка отдельной подписки на музыкальный сервис сейчас редкость, а рынок супер-подписок при этом растет. В этом смысле Россия снова имеет свой уникальный путь развития. Люди практически перестали платить за доступ к музыке в прямом смысле этого слова. Они получают его "бесплатно" в составе программ лояльности крупных российских экосистем", - считают в "Звуке".

В "Яндексе" также фиксируют, что число подписчиков "Яндекс Плюс " на конец четвертого квартала 2022 года достигло 19,3 млн, увеличившись на 66% по сравнению с аналогичным показателем на конец четвертого квартала 2021 года.

Сегодня в России работают несколько музыкальных стримингов, каждый из которых имеет свое лицо и старается выделится среди конкурентов.

Так "фишкой" VK Музыки является ее гигантский каталог. Как утверждается, там более 400 млн треков. Отчасти это результат наследия социальной сети "ВКонтакте" пользователи, которой годами загружали музыкальный контент в соцсеть самостоятельно. Часть треков повторяется, но при этом можно найти редкие записи, каверы и ремиксы. И сейчас на VK Музыке каждую неделю появляются эксклюзивные музыкальные релизы. Сильной стороной "VK музыки" являются также рекомендации на основе сообществ кураторов, музыкантов и любителей музыки в социальной сети "ВКонтакте".

В "Яндекс Музыке" и "Звуке" сделали ставку на интеллектуальные, персонализированные системы рекомендаций. В Яндекс Музыке - это "Моя Волна" в "Звуке" - "Эфир".

С учетом того, что и Яндекс, и Сбер, ИИ-технологии которого использует "Звук", являются российскими лидерами в области разработки алгоритмов искусственного интеллекта, такой подход вполне объясним.

Оба сервиса позволяют как полностью довериться машинным алгоритмам персонализированной подборки музыки, так и сделать более тонкую подстройку рекомендаций вручную.

Все российские стриминговые сервисы расширили свои каталоги, вышли за границы музыкального контента и теперь транслируют подкасты, а в "Яндекс Музыке" и "Звуке" появились разделы с детским контентом, музыка, написанная искусственным интеллектом и, что очень необычно, аудиокниги.

Так как и Сбер, и "Яндекс", и VK разрабатывают и производят умные колонки, то все 3 аудиосервиса стараются обеспечить простой и бесшовный переход при прослушивании аудиоконтента со смартфона на свои устройства.

Отличительной особенностью "Звука" также является возможность транслировать звук в lossless формате, то есть в Hi Fi-качестве, без сжатия и компрессии. Это единственный российский сервис с опцией стриминга музыки в столь высоком качестве. Однако для того, чтобы почувствовать разницу между Hi Fi режимом "Звука" и MP3 трансляцией в "Яндекс Музыке" и "VK музыке" с битрейтом в 320 Кбит/с, потребуется либо стационарная Hi Fi-система, либо достаточно дорогие полноразмерные проводные наушники. Современные Bluetooth-кодеки и даже самые дорогие беспроводные наушники не позволяют в полной мере оценить преимущества lossless-форматов.

С прекращением работы зарубежных музыкальных сервисов в России, неприятности для отечественных любителей музыки не закончились. Некоторые звукозаписывающие компаний перестали предоставлять новые релизы в Россию, а часть музыкантов удалили свои альбомы из российских каталогов.

Принято считать, что каталог иностранных музыкантов, особенно после ухода некоторых звукозаписывающих компаний, во всех российских музыкальных сервисах совпадает. Однако, это не совсем так. До сих пор некоторые релизы и дискографии, причем известных музыкантов, можно встретить только на каком-то одном сервисе. Так, например, каталог популярных в России Depeche Mode, включая их альбом 2023 года Memento Mori, нам удалось найти только в "Звуке".

Из трех основных российских сервисов музыкальных стриминговых только "Яндекс Музыка" позволяет проигрывать файлы, которые вы скачали на смартфон из стороннего источника. А вот загружать из каталога самого сервиса треки на смартфон или планшет для проигрывания в режиме оффлайн можно и в "Яндекс Музыке", и в "VK музыке", и в "Звуке".

Помимо отечественных музыкальных сервисов, российским пользователям, как и раньше доступна оплата подписки на Apple Music со счета мобильного телефона операторов МТС и Билайн или через подарочные карты Apple iTunes и App Store. При этом альбомы и треки покинувших Россию студий звукозаписи, в российских аккаунтах Apple Music недоступны.

Однако, те любители музыки, кому важны свежие зарубежные релизы, могут подписаться практически на любой относительно распространенный международный музыкальный стриминг, начиная от сверхпопулярного Spotify и заканчивая аудиофильскими Deezer, Tidal и Qobuz. Последние два транслируют музыку не только в Hi Fi-качестве, но и в самом совершенном на сегодняшний день аудиоформате - Hi-Res Audio.

Подписки на эти сервисы можно приобрести на различных русскоязычных сервисах объявлений (классифайдах) по продаже цифровых услуг. Такие сервисы работают с российскими платежными системами, но не всегда удобны, так как подписка осуществляется через посредника и нужно, как и на любой подобной торговой площадке, внимательно изучать условия подписки, смотреть на рейтинг продавца, читать отзывы покупателей. Еще одним минусом использования зарубежных музыкальных стримингов является геоблок по российскому IP у некоторых сервисов. Так, например, Spotify не блокирует российские IP-адреса, а для прослушивания Deezer и Tidal потребуется платный VPN (который может быть, в любой момент заблокирован Роскомнадзором). Плюсом же таких подписок является доступность всех релизов зарубежных музыкантов.

Стоимость экосистемных мульти-подписок, в которые входят музыкальные стриминги отличается. Стоимость "Яндекс Плюса" составляет 299 рублей в месяц после 60-дневного промо периода, VK Combo - 169 рублей в месяц после 30-дневного промо, а "СберПрайм" -199 рублей, также после 30-дневного промо.

Для сравнения, стоимость подписки Spotify на сайте объявлений примерно 150-270 рублей в месяц в зависимости от длительности периода подписки (год, 3 месяца, месяц).