Турал Арифович, что сегодня происходит на российском рынке нефтесервисных услуг, учитывая, что добыча нефти выросла, а зарубежные компании остановили свою работу в нашей стране? Получилось ли у российских предприятий увеличить число заказов?
Турал Керимов: Рынок нефтесервиса восстанавливается после сокращения добычи нефти из-за пандемии и сделки ОПЕК+ 2020 года. Сегодня нефтяникам требуется больше "рук", чем есть на рынке, но это не связано с уходом иностранных компаний. Более того, под другими вывесками или в связи с обязательствами завершить ранее заключенные контракты основные западные нефтесервисы так или иначе остались. Поэтому значительный рост объемов "НафтаГаза" я связываю с совершенно другими причинами. Мы - молодая частная компания, которая конкурирует с мастодонтами, поэтому нам приходится в качестве преимущества применять более эффективное управление и профессиональный подход по каждому направлению, быть мобильнее в принятии решений. Мы серьезно относимся к реализации технологичных проектов в своей деятельности, таких как Цифровое бурение. Для нас безусловно важна квалификация специалистов - мы требовательны к своим сотрудникам и выбираем лучших. 10 лет от первой буровой установки до лучшего бурового подрядчика ПАО "Газпром нефть" за 2022 год - это серьезный путь, которым наш коллектив может гордиться.
Какие результаты у компании в 2022 году?
Турал Керимов: В прошлом году наша производственная программа была максимальной с начала основания. Мы пробурили почти миллион метров - на 25 процентов больше, чем за предыдущий период. Выручка выросла на 45 процентов, прибыль - на 15. Результат впечатляет, но прийти к нему было непросто из-за резкого увеличения объемов заказов в условиях нехватки кадров, которая возникла из-за ухода части буровых бригад. Не секрет, что в нефтесервисе было занято большое количество украинских специалистов. Поэтому отрасль в один миг оказалась перед серьезной проблемой дефицита кадров. И решить ее быстро невозможно. У рабочих-нефтяников кадрового резерва нет.
Мы обеспечили сотрудниками вновь запускаемые буровые станки, но пришлось работать с их квалификацией. Здесь нам очень помог созданный при буровом подразделении компании учебный центр "Нафтагаз-Развитие".
Казалось бы, желающих работать в нефтяной отрасли должно быть много.
Турал Керимов: Да, но все хотят быть "офисными нефтяниками". И совсем другое работать в условиях Крайнего Севера. К сожалению, на протяжении ряда лет молодежи не доносили мысль о том, что тяжелый труд нефтяника, вахтовика - это почетная и достойная мужская профессия, что с этого начинали свой путь почти все нынешние руководители нефтяных компаний. При этом те молодые люди, которые хотят работать по специальности буровик, не могут попасть на месторождение сразу после обучения, так как для этого необходимо иметь трехлетний опыт работы. Решить задачу популяризации профессии и привлечения специалистов на буровые - это задача на годы и для участников рынка, и для профильных министерств.
У нас для этого разработана программа "Зеленая каска", которая рассчитана на молодежь. Как я уже упоминал, есть учебный центр "Нафтагаз-Развитие", который обучает всех сотрудников нашей компании, повышает уровень квалификации, дает дополнительные навыки. Учеба идет как очно, так и дистанционно. Центр сегодня реализует программы не только для персонала компании, но и для сотрудников других предприятий по востребованным на Ямале специальностям.
Сколько у вас всего сотрудников и как вы находите новых?
Турал Керимов: В общей сложности у нас работает около 2500 специалистов. Большая часть из них - в буровых и вышкомонтажных бригадах. Ищем людей на рынке, стараемся предложить более выгодные условия. Сегодня в "НафтаГазе" одна из самых высоких зарплат в нефтесервисе. Например, буровой мастер получает примерно 180 тысяч рублей на руки за 15 дней вахты без учета дополнительных премий за высокие показатели. Мы вкладываем в модернизацию оборудования, закупаем новые станки. В плане бытовых условий стараемся сделать так, чтобы буровик не думал ни о каких бытовых проблемах, а мог качественно выполнять свою производственную задачу. Все эти вопросы мы берем на себя и планируем постоянно улучшать социально-бытовые условия коллектива.
Если говорить об удержании работников, тем более что кадровый рынок нефтесервиса, как я говорил, очень конкурентный, то здесь у нас два основных преимущества - стабильность и уважение к каждому человеку. Мы слышим своих коллег, мы постоянно ведем диалог, встречаемся с бригадами. Любой сотрудник может задать вопрос или рассказать о своей идее, проблеме, задаче любому руководителю, который обязан ответить и проявить свое участие. Я не говорю, что все идеально, что нет сложностей - они есть, как в любом коллективе, в любой семье. Но мы стараемся работать с этим.
Каков объем инвестиционной программы "НафтаГаза"?
Турал Керимов: За последние 7 лет мы инвестировали 10 миллиардов рублей в наши основные средства - приобретали новые буровые станки, модернизировали действующие. Сегодня средний возраст буровых установок составляет 12 лет, и до 2025 года мы планируем довести этот показатель до 5 лет. Также мы закупаем бурильный инструмент, насосное оборудование, специализированный транспорт, вкладываемся в развитие баз производственного обеспечения, открываем свой цех по ремонту бурильных труб. В этом году планируем инвестировать в общей сложности 3,2 миллиарда рублей.
Вы упомянули о цифровизации бурения, что это?
Турал Керимов: Мы разработали систему автоматизированного бурения, которая оптимизирует процесс строительства скважин. Это позволяет повысить эффективность производства, минимизировать человеческий фактор и улучшить финансовые показатели за счет сокращения издержек и времени бурения. При этом мы не заменили человека, а лишь облегчили работу наших сотрудников. Если раньше бурильщик сам определял нагрузку на долото, в зависимости от разных факторов, то сейчас это делает программа. Она позволяет вести бурение без инцидентов, повысить безопасность производства.
В комплекс входит единая цифровая платформа, автоматическое поддержание скорости, модуль поверхностной осцилляции колонны бурильных труб, модуль снижения неравномерности вращения/демпфирования, автоматическая система подачи долота и поддержания заданных параметров режима бурения, система подбора оптимального режима бурения по алгоритмам MSE. Сегодня такой комплекс установлен на всех объектах "НафтаГаза". Среди результатов: увеличение механической скорости бурения на 22 процента, сокращение времени строительства скважины на 10 процентов, что конвертируется в деньги для нашего заказчика - меньше приходится держать на объекте буровую компанию и все остальные сервисы и раньше переходить к эксплуатации скважины.
Сегодня много внимания уделяется социальной ответственности бизнеса. Что делает в этом направлении "НафтаГаз"?
Турал Керимов: Летом прошлого года мы подписали соглашение о сотрудничестве с администрацией ЯНАО - региона присутствия нашей компании. Один из первых совместных проектов - разработка концепции культурного центра косторезного искусства "Мамонтовая комната". Мы также поддерживаем мастеров и ремесла через Всероссийский музей декоративного искусства, в попечительском совете которого я состою. В прошлом году "НафтаГаз" стал официальным партнером конкурса предметного дизайна "Придумано и сделано в России", в котором участвовали дизайнеры со всей страны.
В марте мы начали еще один проект в сотрудничестве с департаментом здравоохранения ЯНАО: запустили программу "Корпоративное здоровье". Ее цель - сделать профилактику заболеваний нормой жизни наших сотрудников. Ведь на ранних стадиях болезни вероятность излечить ее в разы выше. Сегодня мы реализуем первый модуль, связанный с предупреждением сердечно-сосудистых заболеваний. Наши работники на протяжении года будут обследоваться врачами, которые дадут им свои рекомендации и будут мониторить их исполнение.
Второй модуль - участие в проекте "Репродуктивное здоровье населения ЯНАО", проходящего в округе в рамках нацпроекта "Демография". Так как 93 процента сотрудников "НафтаГаза" - мужчины, мы с благодарностью откликнулись на предложение руководства региона стать пилотным предприятием программы.
Мы реализуем свою благотворительную программу в Ноябрьске, где расположен основные офисы производственных активов "НафтаГаза", напрямую контактируем с мэрией города, чтобы понимать, кто действительно нуждается в нашей поддержке.
Что планирует "НафтаГаз" на этот год, какие задачи предполагается решить?
Турал Керимов: После подведения итогов прошлого года мы понимаем, что "много" - это хорошо, но рост производства опережает рост профессиональных компетенций. Планка бизнес-плана этого года выше на 20 процентов. Поэтому было принято решение объявить 2023 - Годом эффективности и сосредоточиться на подготовке кадров, на изменении подхода к исполнению многих бизнес-процессов, на оптимизацию управления. Эта задача - работать над собой, как профессионалом, поставлена перед каждым сотрудником "НафтаГаза". Каждый из нас очень амбициозен. Могу это сказать и за себя и каждого буровика. Поэтому не сомневаюсь, что поставленная планка будет взята.