Не касаюсь оперы и балета, хотя и здесь есть не один повод изумиться: пройти мимо фантастически сильного, во многом новаторского режиссерского решения хрестоматийной "Аиды", ограничившись заслуженной наградой дирижеру Валерию Кирьянову, - по-моему, надо было умудриться.
Но сейчас речь снова о самой проблемной из номинаций - "Оперетта/мюзикл". Она давно подвергается критике и явно нуждается в пересмотре и модернизации.
Самое первое, что бросается в глаза: год от года все дальше уходит в небытие жанр оперетты. Как любая вымирающая порода ценных творений человечества, он нуждается в особом внимании специалистов, в пестовании и поддержке. Но оперетту, как правило, в упор не видят отборщики. И не потому, что нет достойных претендентов, а просто потому, что в этом жанре свои законы и своя условность, вероятно, уже неведомая многим экспертам, им непонятная и ими не любимая - пожав плечами, отборщики проходят мимо. В результате театральный фестиваль, задуманный как способ не только отражать, но и в какой-то степени корректировать, "лечить" театральный процесс, зависит от случайных вкусов людей, подходящих к оперетте - жанру развлекательному и обманчиво "легкому" - с мерками то оперы, а то и драмы.
Авторитетная театральная премия перестает ощущать и учитывать специфику музыкального театра. Предпочитается драматическое, даже трагическое, хотя такое в этом жанре - скорее исключение. В конкурсе-2023 из шести номинированных театров четыре - драматические. Не ставлю под сомнение столь убедительную победу антрепризного по сути спектакля Театра наций "Кабаре" - это явление выдающееся для всей нашей театральной жизни, и по большому счету спектакль не имеет конкурентов. По справедливости, он должен был победить и в категориях "Лучшая дирижерская работа" и "Лучший спектакль", но здесь, судя по всему, вступили в действие всегда спорные расчеты-подсчеты типа "не много ли, не слишком ли, не жирно ли?". И в этих ключевых номинациях рефери предпочли пермский "Театр-театр" с более чем неровными "Тремя товарищами" более чем спорного музыкального уровня. Он и не мог быть другим в труппе, где нет ни приспособленных для пения голосов, ни соответствующей школы, ни навыков музицирования, зато есть проблемы со слухом, - там хорошие, отважные артисты, но их постоянно вынуждают заниматься не своим делом. И странно, что "Маска" уже не впервые это с энтузиазмом поддерживает. Что же касается вручения дирижерского приза музыкальной руководительнице спектакля - это, по-моему, шутка жюри: Татьяна Виноградова собирала расползающуюся музыкальную ткань (в оригинале очень, кстати, качественную - браво Евгению Заготу!) с явным трудом и без особого успеха.
И вот странный прецедент: в номинации, по идее отданной музыкальным театрам, уже не впервые именно профессиональные музыкальные театры - за пределами внимания и отборщиков и жюри. Памятна ситуация прошлого года, когда была справедливо, на мой взгляд, отмечена "Антигона" из той же Перми - трагедия, с жанрами оперетты и мюзикла не имеющая ничего общего. Ее можно было наградить каким-то специальным призом за эксперимент, но не в этой номинации. Памятен и внезапный успех у жюри "Семейки Аддамс" тюменского драматического театра, просто повторившего в меру сил, но во всех деталях бродвейское шоу, только без оркестра, "под минусовку" и с невыносимо плохим пением - где, спрашивается, здесь самостоятельное творчество? На наших глазах жанр мюзикла признается как бы уцененным, самодеятельным, к нему применяются любые критерии, кроме музыкальных.
Что делать? Единственно разумное решение, по-моему, - разделить оперетту и мюзикл на две самостоятельные секции, обе сделать обязательными - чтобы не смешивать зеленое с соленым, и фестиваль мог точнее отражать театральную ситуацию в стране. Ну, а музыкальные опыты драматических театров числить все-таки по рангу "Драма", где прекрасно уживаются и комедии, и трагедии, и водевили - там они в своем кругу со своими специфическими умениями и критериями.
Еще раз посмотрел состав жюри этого года - все достойные люди, прекрасные профессионалы, много сделавшие для нашего театра. Понимаю: в присутствии такого редкого шедевра, как "Кабаре", выбор был очень трудным - достаточно сильны и другие номинанты, любое решение неизбежно было бы компромиссным. И если уже не впервые возникают подобные нелепости - стало быть, в консерватории стоило бы что-то решительно поправить.