Спрос на реабилитационные программы растет: медики наблюдают все новые отдаленные последствия COVID-19, и правильное восстановление помогает предотвратить многие беды, например, инфаркты и инсульты, считает главный специалист по медицинской реабилитации минздрава, профессор Галина Иванова.
Сегодня точно известно: коронавирус опасен не только в острой фазе, но и после ее окончания. "У каждого пятого-восьмого пациента развивается постковидный синдром, прежде всего у тех, кто болел тяжело, - пояснил "РГ" Александр Чучалин. - Но постковидом страдают и те, кто перенес инфекцию в легкой форме, и виной тому окислительный стресс". Вирус повреждает клетки крови, убийственно действует на капилляры. Все органы страдают из-за кислородного голодания и нарушения обмена веществ. Все симптомы постковида - нейровоспаление, слабость и утомляемость, проблемы с памятью, миопатия, плохой сон и так далее - это все проявления окислительного стресса. Справившись с ним, организм восстанавливается быстрее.
Одними из первых последствия окислительного стресса стали изучать японские медики, столкнувшись с лучевой болезнью у пациентов после ядерной бомбардировки. Выяснилось, что мощным антиоксидантом является атомарный водород. Сейчас водородные ингаляции в Японии применяют очень широко, в том числе у онкобольных на химиотерапии, чтобы снизить ее токсический эффект.
Академик Чучалин решил дополнить японский метод собственными разработками - применением гелиево-кислородной смеси и оксида азота, и включить такие "тройные" ингаляции в схемы лечения при COVID-19 и постковиде. Газовый "коктейль" возвращает эластичность сосудам, насыщает кровь кислородом, улучшает кровоснабжение всех органов и систем и, соответственно, восстанавливает их функции.
Интересно, что этот метод уже известен за рубежом. В подмосковный санаторий "Виктория", где проводят лечение газами, приезжал президент Всемирной федерации водолечения и курортологии, профессор Миланского университета Умберто Солимене. Он сам тяжело перенес COVID-19 и решил попробовать газовые ингаляции на себе. "Приехал к нам с тяжелой одышкой, ходил, опираясь на две трости, а уезжал после курса, уже спокойно передвигаясь без поддержки", - рассказали "РГ" сотрудники санатория.