Большинство людей положительно воспринимают такую рекламу: блогеры умеют живо и интересно рассказать о товаре или услуге.
Считается, что разместить рекламу через блогеров в социальных сетях предпринимателю выгоднее и эффективнее, чем в СМИ. Просмотрев посты, около 30 процентов людей начинает искать упомянутые там товары в брендированных или обычных магазинах, принимая решение о покупке.
Одни блогеры получают основной доход от продвижения услуг и товаров собственного производства, другие - от рекламы чужих.
Если доходы блогеру поступают систематически, то его деятельность является предпринимательской, поэтому необходимо выбрать статус ИП (согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ) и обязательно встать на учет в налоговом органе (это определяет пункт 2 статьи 116 НК РФ).
У блогеров, которые являются российскими налоговыми резидентами, заработанные средства признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и облагаются по ставке 13 или 15 процентов в зависимости от суммы дохода (пункт 1 статьи 224 НК РФ).
Если блогер является индивидуальным предпринимателем, то доход от размещения рекламы облагается налогом в соответствии с применяемой им системой налогообложения. Открывать юридическое лицо здесь не обязательно.
Среди крупных блогеров доля тех, кто легализовал свою деятельность, на сегодняшний день не превышает 7-10 процентов. Остальные же не платят налогов.
Налоговое законодательство предлагает блогерам несколько вариантов легализации доходов. Режим налогообложения можно выбрать самостоятельно. Вариантов четыре.
Общий режим налогообложения предполагает, что блогер будет платить НДФЛ в размере 13 процентов от доходов в сумме до пяти миллионов рублей включительно, а при большей сумме - в размере 650 тысяч рублей плюс 15 процентов с суммы, превышающей пять миллионов. Конечно, это выглядит не слишком привлекательно. Вдобавок блогер обязан будет представлять налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту регистрации не позднее 30 апреля следующего года.
Упрощенная система налогообложения позволяет выбрать объектом налогообложения "доходы" со ставкой шесть процентов (при этом сумму налога можно уменьшить на сумму уплаченных фиксированных страховых взносов) или "доходы за вычетом расходов" со ставкой 15 процентов. При этом доход, полученный блогером, не должен превышать 150-200 миллионов рублей за год. Блогер обязан зарегистрироваться в налоговом органе, самостоятельно рассчитывать и уплачивать авансовые платежи и налог за год, сдавать раз в год налоговую декларацию, а также вести учет доходов и расходов.
Налог на профессиональный доход - экспериментальный режим, введенный с 2019 года. Его можно применять в течение 10 лет. На сегодня это самый выгодный вариант. Ставка налога зависит от того, как поступают средства плательщику. При получении дохода от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, например от рекламодателей, она составит шесть процентов, при получении доходов от физических лиц - четыре процента. Самозанятый может уменьшить налог на 10 тысяч рублей, оформив так называемый налоговый вычет. Законодательство дает эту льготу на развитие бизнеса, если доход, полученный блогером, не превышает 2,4 миллиона рублей за год. Здесь плательщик должен зарегистрироваться как самозанятый и ежемесячно сообщать о полученных доходах, а расчет налога будет производиться налоговым органом. Используя этот режим, блогер не уплачивает страховых взносов и не сдает отчетности в налоговый орган. Но если доход превысит 2,4 миллиона, то придется зарегистрироваться в качестве ИП и выбрать другой режим налогообложения.
Кому-то подойдет патентная система налогообложения. Ее может использовать, например, блогер, который создает веб-страницы, выполняет их адаптацию и модификацию (см. статью 346.3 НК РФ), получая от этого доход. Он вправе применять патентную систему как индивидуальный предприниматель. Блогер может приобрести патент в налоговом органе на любой период: один месяц, два или три, полгода или сразу год. Налоговый орган рассчитает стоимость патента как установленный субъектом РФ потенциально возможный к получению годовой доход (зависит от вида предпринимательской деятельности), умноженный на ставку патента - шесть процентов. При этом годовой доход блогера не должен превышать 60 миллионов рублей в год. Преимущество этого налогового режима: нет никакой отчетности, можно уменьшить фиксированные суммы уплаченных страховых взносов.
Блогеры, имеющие рекламные контракты с брендами, в основном работают как индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы" со ставкой шесть процентов. Легализация доходов позволяет заключать договоры с крупными брендами и свободно размещать у себя рекламу, не боясь контрольных закупок.