Развитие университетов в России отличалось от других стран. Его особенности характеризовались как внешними, так и внутренними факторами. Сегодня перед ними определяются два стратегических пути развития: университет-бизнес-корпорация и университет-государство. Цель первого типа университетов - достижение максимальной прибыли посредством реализации своих функций: образовательной, НИОКР, производственной и других. Такие университеты должны выстраивать внутри себя систему создания и передачи знаний в разработку собственных продуктов и их изготовление на собственных производствах. По своей сути они должны быть подобны таким крупным корпорациям, как "ОДК", "ОАК", "Ростех", "Росатом". Продукты университетов-корпораций должны объединять все имеющиеся ресурсы и компетенции, их должно быть несколько, причем они могут быть и разнопрофильными. Например, они могут создавать и выпускать серийно беспилотные летательные аппараты, роботов, электродвигатели, программное обеспечение или искусственное мясо как конечный продукт для рынка.
Такие университеты-корпорации должны иметь исследовательские лаборатории, центры разработки, производственные площадки. У каждого из них должны быть свои задачи: одни занимаются научным поиском, другие - созданием на основе результатов этого поиска продуктов и их выпуском. Но при разделении задач важно сохранить полную взаимосвязь этих подразделений.
Лаборатории, производственные площадки и центры разработки таких университетов должны быть жестко интегрированы в систему управления и иметь конкретную задачу под продуктовую линию, выбранную университетом на основе анализа собственных компетенций и рыночного спроса.
Передовые научные исследования в университетах-корпорациях необходимо проводить в лабораториях, имеющих программу задач от подразделений разработки, локального рынка или мирового научного сообщества. Возникающие попутно научные открытия вне программы должны передаваться в центры разработки уже на начальных стадиях. Например, поиск нового материала, заложенный в программе исследований лаборатории, привел к открытию уникального, неизвестного ранее свойства других материалов. Уже на теоретической стадии это необходимо рассматривать профильным подразделением для улучшения существующего или создания нового продукта. Когда результаты исследований этого материала будут доведены до конечной стадии и опубликованы, университет-корпорация сможет первым вывести на рынок продукт на его основе.
Система управления университетов этого типа должна быть подобна корпоративным системам управления. Ректорат должен иметь функционал директоров по направлениям в корпорациях, а ректор университета - выполнять функции директора корпорации с аналогичными KPI. В этом случае университеты будут понятны рынку и индустриальным корпорациям.
При переформатировании типичных российских вузов в университеты-корпорации им придется самим (не кафедрам, факультетам или научным группам) формировать задачи научного поиска, портфель заказов и делать ставку на продукты, которые они будут продвигать на рынке, а также обеспечивать маркетинг и продажи, подчиняя всю свою деятельность этим задачам. Помимо этого потребуется кардинально перестраивать свою экономическую деятельность, внутреннюю структуру и культуру. Это будет, конечно, непросто.
Более того, студенты в университетах-корпорациях также должны рассматриваться как рыночный продукт, который критически необходим и для собственного развития, и для обеспечения им отраслей экономики. Поэтому, как любой продукт на рынке, они должны обладать как эргономическими качествами (набором общекультурных компетенций, коммуникационными навыками, навыком работы в команде), так и специализированными (для выполнения функциональных обязанностей). Выпускники должны обладать экономическими, маркетинговыми, юридическими и управленческими компетенциями для собственного использования и для рынка. Очевидно, что без специалистов такого уровня существование самих университетов-корпораций, формирование их экономической и маркетинговой политики, юридической защищенности будет невозможно.
Научные и производственные подразделения, центры разработки должны принимать непосредственное участие в образовательном процессе. Студенты всех специальностей университетов-корпораций должны с младших курсов либо как стажеры, либо как сотрудники участвовать во всех бизнес-процессах: создании продукта, его продвижении и модернизации, его производстве.
В этой парадигме более сильные университеты могут поглощать более слабые, но это должно быть не физическое объединение, а создание корпорации с развитой сетью компетенций. Более сильный университет становится головным, более слабый - обособленным подразделением с сохранением своей идентичности. Подобный подход обеспечит консолидацию ресурсов, что в нынешней экономической ситуации обеспечит быстрый и адекватный ответ на вызовы экономики и промышленности, расширит рынки сбыта университетов-корпораций и обеспечит регионы высококвалифицированными кадрами. Штаб-квартиры большей части университетов-корпораций должны находиться в промышленно развитых регионах.
Зачатки университетов подобного типа или их подразделений уже появились в нашей стране. Такой подход сейчас реализуется в Передовой инженерной школе "Моторы будущего" Уфимского университета науки и технологий, основным продуктом которой являются электрические двигатели и генераторы для транспортной и авиационной отрасли. У ПИШ есть собственные производственные участки, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, на которых изготавливаются изделия для таких кпупных компаний, как "ОДК", "УЗГА", КАМАЗ и других. В 2023 году у ПИШ "Моторы будущего" появились первые серийные контракты на поставки электродвигателей. Процессы обучения, исследований и научного поиска, разработки и производства также перестраиваются со стратегией создания университета-корпорации.