Надев VR-очки, участник оказывается в роли узника. С помощью контроллеров в руках ему надо найти орудие, открыть дверь камеры и так пройти по коридорам тюрьмы, чтобы ни один охранник не заметил. После этого нужно раздобыть веревку, перелезть через высокие стены Петропавловской крепости и уплыть с Заячьего острова на лодке, заранее подготовленной сообщниками.
Всего дается три попытки. Квест сложный, но с подсказками его проходят практически все, говорит администратор Владислав Курчаев. Игра рассчитана на детей от восьми лет и взрослых.
- Для нас это первый опыт применения виртуальной реальности в работе с посетителями, - отмечает и. о. заместителя гендиректора музея Николай Выговский. - Современный музей невозможно представить без новых технологий. Внешний облик бастиона и внутреннее пространство тюрьмы в игре полностью соответствуют реалиям конца XIX - начала XX веков. При разработке квеста использовались архивные материалы - фотографии, рисунки, чертежи. Надеемся, что такой формат сподвигнет юных посетителей больше узнать об истории Петропавловской крепости, Петербурга и всей страны.
Квест разместили не в Трубецком, а в Нарышкином бастионе. Ведь в реальности побегов из тюрьмы Трубецкого бастиона никогда не было. Более того, даже теоретически это считалось невозможным.
- В царское время это была главная политическая тюрьма, - поясняет старший научный сотрудник музея Марина Вершевская. - Подследственные содержались в особых условиях, под усиленной охраной. В тюрьме все делалось для того, чтобы побегов не было. Здесь сформировали единственную в России специальную наблюдательную команду из 12 человек, к которым потом добавили еще столько же жандармов. Их пары по очереди наблюдали за узниками. Двери были сделаны из двух слоев сосновых досок, ключи от замка находились у охраны, а не просто у тех, кто дежурит в коридоре. По одному охранники в камеру не заходили - только в сопровождении офицера. Заключенные друг с другом практически не встречались. Словом, бежать было невозможно.
А вот из других помещений Петропавловки - для неполитических заключенных - побеги случались довольно часто. Провинившиеся солдаты, рекруты бежали из казематов, расположенных в крепостных стенах. Способы были самые разные: одни подпилили пол и спустились со второго этажа на первый, другие засунули арестанта в куль и сказали охране, что выносят мусор после ремонта печей, третьи представились служащими монетного двора. Но практически во всех случаях беглецам помогали такие же солдаты, которые их охраняли.
VR-квест пока работает в тестовом режиме. Возможно, в музее появятся и другие подобные игры - например, по истории крепости Орешек.
Тюрьма Трубецкого бастиона построена в 1870-1872 годах. В двухэтажном пятиугольном здании было порядка 70 одиночных камер. За время существования тюрьмы через нее прошли более 1500 заключенных, в том числе многие деятели революционного движения - Петр Кропоткин, Андрей Желябов, Николай Морозов и другие. В начале 2024 года исполнится 70 лет, как в бывшей тюрьме работает музей.