В 2023 году к программе внедрения интеллектуальных транспортных систем на дорогах подключился уже 51 регион. Год назад их было 43. Наиболее востребованные технологии на дорогах сейчас - это видеодетекторы. Они занимают 50% доли оборудования для корректировки условий дорожного трафика. Видеодетекторы используются для сбора информации о заторах и интенсивности передвижения личного транспорта. Вторые по популярности - датчики с контроллерами, которые управляют работой светофоров. Их доля в регионах России составляет примерно 30%.
В концерне "Телематика" считают, что развитие "умных" дорог невозможно без технологии подключенного транспорта, такой как V2X (Vehicle-to-everything). Эта технология позволяет автомобилям коммуницировать с окружающей инфраструктурой и другими транспортными средствами и служит основой для развития беспилотного транспорта. "Такие отечественные решения уже есть на нашем рынке. Компанией "МосОблТелематика" разработано специальное оборудование для работы технологии V2X: бортовое устройство, которое устанавливается в автомобиль и базовые станции, располагающиеся вдоль дорожной инфраструктуры дороги", - рассказывают в концерне. В этом году стартовал первый пилотный проект в Московском регионе по массовому применению технологии. В частности, модулями V2X оснастят автомобили аварийных комиссаров, которые несут круглосуточное дежурство на "умном" участке ЦКАД (от трассы М-11 "Нева" до М-7 "Волга).
Система V2X интегрируется в мобильное приложение на экран автомобиля аварийных комиссаров и в систему операторов центрального пункта управления, контролирующих дорожные события на ЦКАД.
Как рассказали в ГК "АвтоСпецЦентр", в марте этого года отечественные разработчики представили модернизированный комплекс фотовидеофиксации. Он позволяет распознавать 23 вида дорожных нарушений. Вся производственная база находится в Перми, уже началось серийное производство. Внедряется и другая разработка - "умные" светофоры, которые не только регулируют движение транспортных средств и пешеходов, но и выводят информацию о дорожной обстановке и знаках, а также экстренные сообщения для информирования жителей.
По словам СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto Дениса Мигаля, первая отечественная система управления дорожным движением на автомагистралях - АРДАМ была создана еще в Советском Союзе в конце 70-х годов и с тех пор активно внедряется в инфраструктуру. Сейчас она постепенно вводится в использование на дорогах страны.
"Важное направление, которое позволит сделать движение на дорогах более безопасным и снизить риски ДТП, - телематика, использующая "большие данные" об эксплуатации автомобилей и дорожной инфраструктуры для оптимизации транспортной системы. Телематические устройства позволяют накапливать сведения об эксплуатации автомобилей и анализировать полученную информацию для выявления возможностей для улучшения и принятия более эффективных бизнес-решений", - говорит Филипп Чурилов, руководитель службы внешних связей "ОКО Мониторинг". Он добавляет, что телематические системы также способы контролировать манеру вождения для выявления опасных водительских привычек. Сенсоры контроля бдительности могут использоваться как системы помощи водителю. Такие сенсоры способны мониторить уровень сонливости и отвлечения внимания водителя от дороги, а также уведомлять диспетчера о повышенном риске ДТП.
"Подобные технологии имеют большой потенциал повышения безопасности на дорогах. Так, во время испытаний функции контроля усталости ранний прототип нашего устройства предотвратил засыпание водителя во время ночной междугородней поездки. Тогда это было испытание прототипа, а сегодня мы завершаем работу над серийным обликом нашего устройства", - заключает Чурилов.