Финансовое обеспечение базовой программы ОМС по сравнению с 2022 годом выросло более чем на 11 процентов. Увеличены объемы профилактической помощи в амбулаторных условиях. Внимание уделяется объемам и финансовому обеспечению диспансеризации и диспансерного наблюдения.
"Диспансеризация проводится для раннего выявления заболеваний и установления диагноза", - пояснила "РГ" замгенерального директора компании "Капитал Медицинское Страхование" Елена Третьякова. Диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, уже страдающих хроническими заболеваниями, устанавливается для выявления и предупреждения их осложнений и обострений. Логическим его продолжением является и медицинская реабилитация, которой также с 2023 года уделяется гораздо большее внимание. Кроме того, в программе ОМС увеличены объемы медпомощи в условиях дневного стационара по профилю "онкология" и при проведении экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
"В этом году в программе ОМС расширены возможности неонатального скрининга, впервые предусмотрена реабилитация на дому, преимущественно с использованием телемедицинских технологий, - дополняет гендиректор компании "Ингосстрах-М" Наталья Курбатова. - Также среди новаций - возможность совместного пребывания в больнице родителей с ребенком-инвалидом независимо от его возраста".
На работу страховых компаний существенно повлияли законодательные изменения о переходе системы ОМС на цифровой полис. "Сейчас наибольшее число обращений граждан в нашу компанию связано с электронными полисами и получением выписок о них из единого регистра, - продолжает Елена Третьякова. - Если у гражданина на руках есть бумажный или пластиковый полис, то острой необходимости получать выписку об электронном полисе ОМС нет - отказать в получении медпомощи при предъявлении любого полиса организация не может. Новые бумажные или пластиковые полисы больше не изготавливаются и не выдаются. Однако если какие-то сведения, указанные на полисе, изменились, то их актуализация в регистре застрахованных лиц нужна. Завершение перехода на электронные полисы планируется к 2026 году".
"Переход на электронный полис ОМС предпринят в интересах клиентов, ведь его можно хранить в смартфоне, сложнее потерять или повредить, - отмечает Наталья Курбатова. - Но изменение порядка выдачи полисов ОМС и ведения персонифицированного учета застрахованных потребовало существенной перестройки информационных систем".
В связи с этим значительно увеличился и объем работы в страховых медицинских организациях.
"За первый квартал число обращений в офисы компании выросло на 42 процента по сравнению с тем же периодом 2022 года, - говорит директор по региональному управлению компании "АльфаСтрахование-ОМС" Светлана Бабарыкина. - Поступило более 51 тысячи обращений в контакт-центр компании по вопросу оформления цифрового полиса. Раньше поводом для посещения офиса были вопросы оформления полиса ОМС, получение дубликата или изменения персональных данных, желание поменять страховую компанию". С ведением цифрового полиса по-прежнему есть потребность получить документ страхования, теперь это выписка из регистра застрахованных. Чаще обращаются люди старшего поколения. Им стараются максимально помочь привыкнуть к цифровым изменениям.
"За прошлый год в нашу компанию поступило более 1,7 миллиона обращений, - сообщил "РГ" гендиректор страховой компании "СОГАЗ-Мед" Дмитрий Толстов. - 64 процента обращений касаются вопросов полисного обеспечения и выбора страховой медорганизации. На втором месте - 36 процентов - вопросы медицинского характера: из них 27 процентов застрахованных интересовались вопросами оказания медпомощи и ее качеством, 14 - уточняли информацию о выборе и прикреплении к медорганизации,12 процентов запросов касались проведения диспансеризации и диспансерного наблюдения, еще столько же - организации работы медучреждений.
Эксперты отмечают возрастание роли страховых медицинских организаций в организации медпомощи и защите интересов застрахованных.