25.04.2023 22:00
    Поделиться

    Блокчейн способствует развитию нестандартных видов защиты домашних питомцев и имущества

    Застраховать свое здоровье, автомобиль или дом становится привычным делом для многих россиян.
    По данным ВЦИОМ, домашние животные, без учета сельскохозяйственных, есть у 61% россиян.
    По данным ВЦИОМ, домашние животные, без учета сельскохозяйственных, есть у 61% россиян. / PHOTOXPRESS

    Однако кто-то хочет большего и готов, например, защитить от всевозможных рисков питомца или себя от капризов погоды в отпуске. Сегодня в России существует около двухсот различных видов страховых продуктов. И это количество постепенно увеличивается.

    "Некоторые страховые продукты в определенные моменты становятся актуальными, на них возникает массовый спрос, - говорит руководитель блока агентских и офисных продаж компании "Росгосстрах" Юлия Шабанова. - Так было, например, во время пандемии коронавируса, когда стали пользоваться спросом продукты страхования от вынужденной потери работы. Именно тогда, отвечая на этот, своего рода, общественный запрос, "Росгосстрах" запустил страховой продукт "Ценный сотрудник". Когда началась массовая вакцинация от COVID-19, компания запустила продукт страхования от неблагоприятных последствий прививок "Иммунитет без риска". В покрытие входят риски осложнений и стационарного лечения не только после вакцинации от коронавирусной инфекции, но и от других опасных болезней: столбняка, гепатита В, кори, краснухи и т.д. Сейчас спрос на эти страховые продукты снизился, но они все равно остаются в арсенале "Росгосстраха".

    Страхование домашних животных недавно относилось к индивидуальным продуктам. Однако сегодня все больше хозяев хотят застраховать питомцев.

    По данным ВЦИОМ, домашние животные, без учета сельскохозяйственных, есть у 61 процента россиян. С каждым годом семей с питомцами становится все больше. Увеличивается и сумма на их содержание. Опрос, проведенный НАФИ в 2021 году, показал, что в среднем сумма расходов на домашнего питомца составляет две тысячи рублей в месяц. Однако в крупных городах она существенно выше - более пяти тысяч рублей. Подавляющее большинство владельцев внимательно подбирают корм для питомцев, покупают игрушки, регулярно показывают животных ветеринару. В 2019 году Mars Petcare и "Яндекс-маркет" провели опрос среди жителей крупных городов России и выяснили, что три четверти опрошенных любят своих питомцев и считают членами семьи. Поэтому неудивительно, что растет и число желающих застраховать четвероного любимца.

    "Страхование домашних животных, в отличие, скажем, от страхования крупного рогатого скота с личных подворий, до недавнего времени было скорее индивидуальным, но по мере развития телеветеринарии и широкой доступности ветеринарных услуг появилась возможность сделать продукт более доступным по цене, и мы видим все предпосылки, чтобы этот вид страхования тоже стал массовым, - говорит Юлия Шабанова. - Однако пока список животных, которых можно застраховать, ограничен. В "Росгосстрахе" это, например, собаки, кошки, хорьки и мини-пиги. Для представителей экзотических видов фауны обеспечить приемлемое соотношение цена - объем покрытия пока сложно".

    На российском рынке существует меньше десятка страховых компаний, которые предлагают продукты по страхованию домашних питомцев. Самая дешевая страховка обойдется в полторы-две тысячи рублей в год. Однако войдет туда только онлайн-консультация с ветеринаром. Специалист даст совет, если питомец плохо себя чувствует, расшифрует анализы, поможет скорректировать питание. В более дорогие программы помимо телемедицинских услуг входит компенсация лечения в ветклиниках, расходы на транспортировку питомца, стоимость лекарств, а также выплаты в случае гибели животного. Стоимость как самой страховки, так и сумма покрытия зависит от целого ряда факторов: породы животного, его возраста, веса и прочего.

    Страховые компании также предлагают застраховать и гражданскую ответственность владельца животного перед третьими лицами. Или заключить комбинированный договор, куда будет входить и страхование самого животного, и гражданская ответственность хозяина. Как правило, такие страховые продукты чаще востребованы у владельцев собак.

    По мере развития телеветеринарии страхование домашних животных становится доступнее по цене

    Новые страховые продукты появляются и прочно остаются на рынке также в туристическом сегменте. Речь идет не только о страховании здоровья в случае, если турист отправляется в рискованное путешествие. Непредсказуемые погодные явления могут стать причиной испорченного отпуска, поэтому становится все больше туристов, которые хотят обезопасить себя от последствий капризов природы.

    "Мы запустили программу страхования туристов от плохой погоды, - рассказывает управляющий директор департамента андеррайтинга розничного страхования группы "Ренессанс страхование" Артем Искра. - Если в месте отдыха значительно холоднее или дождливее, чем обычно в это время года, система автоматически вышлет туристу SMS со ссылкой на форму для получения выплаты онлайн, а затем перечислит компенсацию на банковскую карту. Оплачивается до половины стоимости тура. Реализация такой программы страхования потребовала использования технологии блокчейн. Похожая программа страхования есть от задержки рейса".

    Развитию страхового рынка способствует не только растущая культура страхования в нашей стране, но также влияет и развитие технологий. "Можно застраховать на короткое время, например, жизнь и здоровье, - поясняет Артем Искра. - Еще один пример - наш полис каско "на время движения". Это бюджетное предложение каско для автопарков, которые не нуждаются в страховании на время простоя автомобиля. Действие каско начинается в момент заправки, а время действия полиса зависит от количества топлива. Данные по машине передаются с помощью блокчейн технологии".

    В российской практике страхования все чаще появляются случаи страхования необычных объектов. Например, "Росгосстрах" недавно застраховал легендарную дверь в Доме-музее К.С. Станиславского, к которой приходят за "благословением" начинающие актеры, режиссеры, операторы и студенты театральных вузов. "Этот уникальный объект застрахован в рамках программы страхования имущества по типовому набору рисков - на случай утраты или повреждения имущества в результате пожара, залива, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, кражи и т.д, - поясняет Юлия Шабанова. - В этом случае налицо сочетание интересов собственника двери в ее защите и интересов страховщика в публичной демонстрации своих возможностей в работе с самыми разными объектами страхования".

    По словам экспертов, некоторые нишевые или даже экзотические, на первый взгляд, виды страхования со временем могут стать массовыми или по крайней мере популярными.

    "Для крупных городов актуальным видом страхования может стать страхование ответственности велосипедистов, который пока не предлагают российские страховые компании, - считает ассистент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Федор Загуменнов. - Сейчас можно только по отдельности застраховать риски наступления несчастного случая и риски потери или ущерба велосипеду как имуществу, однако ответственность того, что велосипедист причинит имущественный или физический вред третьим лицам, нет. При этом значительно возросла популярность сервисов быстрой доставки еды, поэтому потенциально этот вид страхования мог бы заинтересовать работающих на них велокурьеров".

    Поделиться