О том, что он напишет музыку, которая станет всемирно известной, композитор и сам не подозревал. Наоборот, был недоволен просьбой директора Кировского театра. В одном из писем того времени Хачатурян пишет: "Заставляют писать новую последнюю картину. Я очень огорчен и озлоблен". Речь идет о балете "Гаянэ", в его последний акт и войдет знаменитый "Танец с саблями". Правда, тогда произведение называлось по-другому - "Танец курдов". Может, кто и не помнит, что это за балет такой "Гаянэ", но танец из него знают все.
Работал Арам Ильич в гостинице "Центральная", что неподалеку от здания Пермского оперного театра. До этого композитор бедствовал в Свердловской области, куда был эвакуирован вместе с семьей. В январе 1942 года Хачатурян пишет письмо брату: "Живем очень плохо, голодно, холодно. Валенок нет, теплых вещей нет. Работы нет. Я никому не нужен. Прощай, дорогой, не знаю, увидимся ли".
Но уже через месяц ситуация изменилась. Арам Ильич сообщает брату, что его вызывают в Пермь, где находится эвакуированный из Ленинграда Кировский театр, ныне Мариинка. Труппа ставила балет "Счастье", музыку к которому композитор написал еще до войны. Именно это произведение, почти полностью переработанное, и превратится осенью 1942 года в балет "Гаянэ".
В Перми Хачатурян счастлив. Об этом в августе он пишет коллеге по Союзу композиторов: "Отношение ко мне идеальное. Все мои просьбы выполняются. Ко мне приставлен из театра специальный человек для обслуживания и выполнения поручений. Кормят меня хорошо и даже отлично.
Я сейчас настолько беременен музыкой, что могу родить не двойню, а тройню и даже еще больше".
Композитор усиленно работает над "Гаянэ", премьера назначена на конец ноября. Он предполагает, что главную роль будет исполнять Галина Уланова, она специально приедет в Пермь из Алма-Аты. Однако этого не случится. Роль Гаянэ достанется приме Кировского театра Наталии Дудинской.
Осенью балет "Гаянэ" был готов, уже шли репетиции, но "Танца с саблями" в нем не было. Ознакомившись с партитурой, директор Кировского театра сильно надавил на Хачатуряна, требуя танцевальный номер. Композитор протестовал, полагая, что балет уже окончен, и наотрез отказался что-либо добавлять. К тому же Арам Ильич плохо себя чувствовал - у него разыгралась язва желудка.
Но вернувшись в гостиницу после разговора, он сел за рояль, подумал и решил, что танец должен быть быстрым и воинственным.
В три часа дня Хачатурян приступил к работе и закончил ее только в два пополуночи. На следующее утро "Танец курдов" уже звучал на сцене Пермского оперного театра. А на партитуре хореограф Нина Анисимова прочитала: "Черт возьми, в угоду балету!"
К вечеру танец поставили, через сутки состоялась генеральная репетиция "Гаянэ". Кстати, для Нины Анисимовой постановка танцев в этом балете тоже стала премьерой.
Впоследствии она вспоминала, что никогда так не любила музыку, не восхищалась ею, как в "Гаянэ". Премьера прошла с большим успехом. Арам Хачатурян хотя и радовался, но, видимо, не забыл, что его буквально заставили переделать балет. Во время поклонов зрителям он сердито поцеловал, чуть ли не укусил Анисимову в щеку и негромко сказал: "Не прощаю!" Но тут же улыбнулся.
Успех балета "Гаянэ" был грандиозен. Музыка Хачатуряна очаровала зрителей. Премьера состоялась 9 декабря 1942 года, а уже через три с половиной месяца в газете "Известия" было опубликовано постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР за подписью Сталина. В нем говорилось, что Араму Хачатуряну присуждена премия первой степени за музыку к балету "Гаянэ". Полученные деньги - 100 тысяч рублей - композитор перевел в фонд обороны, как и другие лауреаты.
На последней странице того же номера "Известий", между заметкой о книге Чан Кайши и сводкой о сражениях в Атлантическом океане, была помещена статья Рейнгольда Глиэра, народного артиста СССР. "Балет "Гаянэ" сочетает в себе национальный колорит музыки с исключительной впечатляющей силой эмоционального воздействия", - отметил автор.
Вскоре в "Правде" вышла статья композитора Дмитрия Кабалевского. Он также хвалил "Гаянэ", подчеркивая как прекрасную музыку, так и блестящую постановку балета. Однако Кабалевский отметил, что совершенно не ясна роль трех немецких агентов, завербовавших мужа Гаянэ, чтобы тот сжег колхозный хлопок.
В конце 40-х годов прошлого века "Танец с саблями" стал хитом в США. Музыкальные журналы до сих пор отмечают, что это произведение известно каждому эстрадному оркестру в мире. Сам же Арам Хачатурян в интервью газете "Неделя" в 1963 году сказал: "Если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как "мистера Сэйбрданс", от английских слов sabre - сабля и dance - танец. Это меня даже злит".
Балет "Гаянэ", рассказывающий о борьбе советских колхозников с немецкими диверсантами, много раз переделывали. В результате из него исчезли все враги советской власти, осталась только история любви. До сих пор этот балет помнят по замечательному танцу, написанному вопреки желанию самого композитора холодной осенью 1942 года в номере пермской гостиницы.
Между тем
В этом году центральным событием фестиваля "Тайны горы Крестовой" станет выступление артистов Пермского театра оперы и балета. В момент заката они исполнят на вершине горы "Танец с саблями" из балета "Гаянэ" Арама Хачатуряна.