Смысл проекта, на который, кстати, получен Евразийский патент, необычайно прост: нижегородцы придумали сделать пилообразную насечку на переднюю часть винтовой лопасти роторов. Конечно, не так все банально и насечки делаются по определенным расчетам, но все же, почему такое, казалось бы, элементарное изобретение, так высоко оценили на престижном конкурсе?
Дело в том, что оно решает старейшую и, казалось бы, неразрешимую проблему машин с роторно-винтовым движителем - отсутствие стабильности движения таких машин по льду. Проще говоря - ее мотает из стороны из-за любого ледяного бугорка. Ну и, казалось бы, бог с ним, с роторным движителем, есть же гусеничная техника. Но, машины с РВД гораздо проходимее любой техники на гусеницах. Это касается и льда, и болот, и глинистых почв. Хороши они и для Арктики.
- Если такой ротор или шнек идет по ледовым торосам, он их просто крушит. Или если шуга плавает, то этот шнек выполняет уже роль тягового винта. И выход на лед у шнековой машины гораздо лучше,- пояснил "РГ" ведущий автор проекта, начальник управления научно-исследовательских и инновационных работ кафедры "Автомобили и тракторы" НГТУ, доктор технических наук Владимир Беляков. - Такую машину для спасения на льду и в мерзлой воде уже заказала "Роснефть" для своих буровых платформ. А еще есть иловые поверхности на дне океана, и вот для передвижения по такому дну машины на шнеке идеальны.
По словам Владимира Белякова, НГТУ уже много десятков лет занимается шнеко-роторными машинами. Они единственные на сегодня в мире, кто за последний год реально построил такие машины - для Китая и Болгарии. Австралийцы и нидерландцы уже ушли с рынка, американцы забыли эту тему сразу после войны во Вьетнаме.
Благодаря новому изобретению нижегородцев "коническая заходная часть винтовой лопасти каждого из двух роторов на длине, равной длине одного витка, имеющая пилообразную форму" (фраза из патента - прим. ред.) вгрызается в лед при любой прочности льда, независимо от веса машины. При этом необходимое усилие врезания лопасти в лед обеспечивается противоположно направленным усилием врезания винтовой лопасти параллельного ротора, расположенного по другому борту. Так происходит стабилизация движения,- прямолинейному и плавному движению машины уже ничто не мешает.