"У Аргентины есть валютный своп с Китаем, который работает не только как инструмент укрепления резервов, но и как финансовый и коммерческий инструмент", - заявил министр экономики страны Серхио Масса в ходе встречи с послом КНР Цзоу Сяоли. Он также подчеркнул, что переход на юани позволит снизить цену товаров на их пути в Аргентину и ускорит их импорт, что крайне необходимо для производств, являющихся двигателем местной экономики.
Власти ожидают, что активное задействование свопа с Китаем сэкономит для Аргентины доллары США, которые будут аккумулироваться центробанком страны. Американская валюта необходима Буэнос-Айресу не только для решения внутренних проблем, но и для расчетов по многомиллиардному госдолгу с Международным валютным фондом. Напомним, что в прошлом месяце Бразилия и Китай достигли соглашения об отказе от использования американской валюты для всех видов двусторонней торговли.
Многие местные эксперты уже поспешили окрестить это событие как "начало процесса дедолларизации Аргентины". По мнению президента латиноамериканского аналитического центра CRIES, эксперта клуба "Валдай" Андреса Сербина, это не совсем так. "Что касается Аргентины, то принятое правительством решение не связано напрямую с желанием как можно скорее избавиться от доллара. Для этого просто нет условий. С учетом нынешней экономической ситуации в стране власти вынуждены использовать все имеющиеся инструменты, чтобы хоть как-то стабилизировать экономику и решить проблему с госдолгом, дефицитом бюджета и галопирующей инфляцией", - заявил Сербин в комментарии для "РГ".
Вместе с тем, подчеркнул аргентинец, эрозия доллара США как мировой резервной валюты это процесс, который уже идет. "Он связан в том числе с наблюдаемой в мире динамикой, причем не только в рамках БРИКС, но и в других странах, недовольных преобладанием доллара в международной системе. К тому же в этих странах видят, что американская валюта используется в виде оружия, чтобы продвигать санкции, как это происходит с Россией. То есть мы наблюдаем общую реакцию, особенно в государствах Глобального Юга, которые ищут новые возможности для пополнения и сохранения своих резервов в другой валюте, лишь бы не в долларе", - подчеркнул Андрес Сербин.
По мнению аналитика, в настоящее время, безусловно, есть разные возможности, и что сейчас действительно наблюдается тенденция ко все большему использованию юаня. Однако, пока что это не означает полного отказа от американской валюты в мировом масштабе. Во многих странах доллар все равно остается основной резервной валютой.
"Хотя при этом нельзя не отметить, что в последнее время многие центробанки заметно активизировали покупку золота в качестве альтернативы. Очевидно, что использование доллара постепенно снижается. Если раньше он занимал около 60 глобальных резервов, то теперь опустился до 58, евро занимает второе место, а юань постепенно завоевывает позиции", - отметил Сербин.
Снижение влияния доллара, убежден Андрес Сербин, напрямую связано со снижением роли США в мировых процессах. Штаты пытаются удержаться в качестве лидера, но сами сталкиваются с серьезными проблемами в собственной экономике. И выражается это не только в наблюдаемой сейчас инфляции и крайне высокой вероятности рецессии, но и в набирающем обороты банковском кризисе.