В угледобывающем Кузбассе вырос интерес к месторождениям золота

Добыча угля в Кузбассе в 2022 году сократилась более чем на восемь процентов, а отгрузка - на 9,8 процента, составив соответственно 223,6 миллиона и 200,5 миллиона тонн. Означает ли это, что черное золото сдает позиции драгметаллу, которого в Кемеровской области в прошлом году добыли около двух тонн - больше, чем во всех остальных сибирских регионах?
В прошлом году в Кузбассе добыли почти две тонны золота - больше, чем в остальных регионах СФО, вместе взятых
В прошлом году в Кузбассе добыли почти две тонны золота - больше, чем в остальных регионах СФО, вместе взятых / Александр Кондратюк/ РИА Новости

По данным областного минуглепрома, тенденция к снижению объемов угледобычи сохраняется и в этом году. С января по март 2023-го угольщики подняли на-гора 54 миллиона тонн, тогда как за аналогичный период прошлого года - 57 миллионов. Отстает от графика и вывоз угля. Так, по соглашению между властями Кузбасса и РЖД, в 2023 году на экспорт в восточном направлении нужно вывезти не меньше 53,1 миллиона тонн. Но по итогам первого квартала вывезли всего 14,8 миллиона вместо запланированных 15,1 миллиона тонн.

Ситуацию обсудили на недавнем совещании с железнодорожниками и руководителями крупнейших угледобывающих компаний. Сошлись на том, что отставание транспортники преодолеют во втором квартале, перераспределяя растущие потоки грузов - если нужно, в ручном режиме. В свою очередь, власти усилят контроль соблюдения плана-графика вывоза продукции на восток. И, надо сказать, за первые три месяца 2023-го темпы отгрузки увеличились более чем на десять процентов.

- Вопрос вывоза угля всегда был сложным, поскольку пропускная способность железных дорог ограничена. А когда приходится перестраивать логистические цепочки, менять направления, возникают дополнительные трудности, - отмечает начальник департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (Сибнедра) Алексей Партолин. - Но все решаемо, и поэтому говорить о негативных тенденциях влияния общемировой ситуации на недропользование, думаю, не стоит. Учитывая незначительное проседание объемов угледобычи и то, что за весь прошлый год ни одна крупная угольная компания не сдала лицензию на пользование недрами. Кроме того, ни одна из лицензий не была отозвана: с периода пандемии в стране действует своего рода мораторий. Сроки рассмотрения уведомлений о досрочном прекращении права пользования недрами за нарушения в очередной раз перенесли на следующий год. Что будет дальше - покажет время. А в 2023 году спрос на лицензии, судя по заявкам, весьма оживленный. И в основном речь идет о добыче угля открытым способом.

Сегодня из 1094 лицензий, действующих в СФО, 544 распределено между недропользователями, работающими в Кемеровской области. Максимальную долю доходов в федеральный бюджет от продажи участков недр (в виде разовых платежей за пользование и прирезки, платежей по факту открытия месторождений и других взносов и пошлин) приносит Кузбасс.

- Безусловно, самые значимые в этом плане всегда аукционы на распределение участков месторождений угля, - продолжает Алексей Партолин. - Не секрет, что за счет таких участков мы выполняем план по поступлениям в бюджет. В прошлом году он составлял 998 миллионов рублей, а мы собрали более 1,2 миллиарда.

Самую большую сумму получили от торгов на распределение участка Березовский Восточный-2 с разовым платежом свыше 870 миллионов рублей. А в этом году при плане более 2,4 миллиарда рублей заявлены участок Магистральный-2 (стартовый платеж в бюджет - один миллиард 50 миллионов рублей) и участок шахты имени Л.Д. Шевякова (свыше 200 миллионов). Завершается аукцион по Северо-Урскому участку с запасами россыпного и рудного золота. Он тоже находится в Кузбассе. Поступления в бюджет от распределения золотоносных участков более скромные (стартовый платеж - около 167 миллионов рублей).

- Хотя интерес к золоту не пропадает. В прошлом году его в СФО добыли около 3,5 тонны - на 19 процентов больше, чем в 2021-м. Максимальное количество - почти две тонны - в Кемеровской области. Одна из причин того, что аукционов на золото стало меньше, - и так уже хватает желающих, среди тех, кто получил участки, в том числе по заявительному принципу, вкладывать средства в их изучение, а потом приобретать лицензии на льготных условиях. В предыдущие годы наблюдался даже некий ажиотаж. Потому торги на золото сейчас проводятся реже, чем на другие полезные ископаемые, - пояснил Алексей Партолин. - Что касается нового закона, который разрешает добывать золото частным лицам - почему нет? Но сначала нужно посмотреть, как закон будет работать в пилотных регионах. В любом случае, следует подходить к недропользованию осторожно и точечно, с учетом рисков. Ведь нагрузка на экологию, особенно в Кемеровской области, уже сейчас очень серьезная.