Что касается сериалов, такого раньше не наблюдалось: молодая программа "Первая серия" проходила ранее довольно тихо. Сейчас же на показы таких проектов, как "Мир! Дружба! Жвачка!" (третий сезон), "Райцентр", "Кошка" и других набивались полные залы.
Стоит сказать, что нет худа без добра. С одной стороны, на фестивале практически отсутствуют фильмы из западных стран - из за санкций, но при этом фильмы-участники представляют 64 страны. С другой, те российские фильмы, которые ранее бы "прозвучали" не так ярко, сейчас смотрятся совершенно по-другому - они получают должное внимание в своей стране. Точный пример этого тезиса - фильм Светланы Проскуриной "Первая любовь" (автор сценария - Екатерина Тирдатова, продюсер - Юлия Тимофеева), который вошел в Основной конкурс (вторая российская картина в конкурсе - "14+" Андрея Зайцева - о ней писала "РГ"). В 2019 году картина Проскуриной "Воскресенье" также была в основной конкурсной программе, но говорили о том фильме гораздо меньше, чем он того заслуживает: больше обращали внимание на гостей, чем на своих. Тем не менее это была талантливая и самобытная работа. И то же самое можно сказать и о картине "Первая любовь".
По сюжету две женщины - одна постарше, врач, другая помоложе, медсестра - едут в отпуск. Они отправляются в санаторий, который когда-то был популярной здравницей, а сейчас заброшен и принимает отдыхающих скорее "по инерции". Но у терапевта Анны с этим местом связаны самые теплые воспоминания. Анну играет Марина Брусникина, которая на сегодняшний день больше известна многим, как режиссер, чем как актриса. Тем неожиданнее видеть ее в этой роли. Анна - женщина, для которой работа гораздо важнее, чем личная жизнь. Она, похоже, уже перестала на что-либо надеяться. Лене (дебют молодой актрисы Лизы Кугай) наоборот хочется покуражиться. Она ищет кураж и в других, и в себе самой. Яркий макияж, модные вещи - нет, она вовсе не махнула на себя рукой, как некоторые. Однако санаторий и его обитатели вызывают у двух женщин странные чувства: что-то тут не так. И первая же прогулка на лодке приводит не просто к запутанным зарослям, но и к запутанной чужой судьбе. Похоже, Анна и Лена стали свидетелями преступления. И совершил его странный тип - Георгий, в котором есть что-то дьявольски привлекательное, такие мужчины очень нравятся женщинам. Перед обеими отдыхающими ставится выбор: то ли немедленно уехать, то ли остаться и попытаться устроить свою личную жизнь на обломках другой. Ведь, похоже, у Георгия очень сложные отношения с женой. А при этом рядом еще бродит и требует к себе внимания лодочник Иваныч...
Георгий - также неожиданная и непривычная работа Игоря Верника, актера, который, казалось бы, далек от авторского кино. Но в "руках" режиссера Проскуриной Верник - его герой - обретает черты, позволяющие сделать сравнение, например, с Джеком Николсоном (актер как раз в эти дни отметил юбилей) - такой же отрицательно-привлекательный, с одной стороны охотник, с другой - добыча. Лодочника Иваныча играет Алексей Вертков, который исполнил главную роль у Проскуриной в "Воскресенье": режиссер - приверженец своей команды и "переносит" ее из фильма в фильм.
Казалось бы, в санатории ничего особенного не происходит, но в то же время чувства бурлят так, что люди, похоже, не в состоянии с ними справиться. Однако после фильма возникает вопрос - почему "Первая любовь". И ответов на него несколько. Вот почему обозреватель "РГ" обратилась к режиссеру с просьбой прояснить, какая версия правильная.
"Первая любовь - когда все до одного тянутся к светлому чувству, - ответила Светлана Николаевна. - Мы все хотим по большому счету только одного - любви. Независимо от возраста, интеллекта, таланта, возможностей и так далее. И это правильно - больше ничего не существует. Только есть эта реальность, но она абсолютно трагична для человека, потерявшего полноту ощущений, себя, собственное жизненное пространство.
Один человек встретил другого и полюбил. Следующий шаг - уже трагичен. Он ведет к разрушению этого чувства, к его тяготам, ты начинаешь узнавать партнера, у вас возникают друг к другу какие-то подробности - претензии, тайны - надежды и так далее. Порой это превращается в ад. Ты так увлечен этим человеком, что хочешь обладать им, его жизнью и душой целиком и полностью. И начинается вот эта - особенно русская - черта семей: поедом есть друг друга на каждом сантиметре - когда один другому дышать не дает.
Первая любовь - это как бы наша детская христианская душа, которая просит вот этой чудесной вещи. И нам кажется, если мы ее найдем - жизнь задалась, а на самом деле начинается конфликт и беда. Почти сразу - утрата и разочарование. И чем более утонченный человек, тем быстрее он понимает: что-то с нами не так, как-то мы в этой любви располагаемся бездарно".
"При этом вы меня не сильно слушайте, - добавила Светлана Проскурина. - Потому что это - моя интерпретация. Я закончила картину - дальше режиссер не должен разговаривать. Вот я закончила картину у меня полтора часа было для того чтобы высказаться. Я это сделала. А ваше - зрительское - дело интерпретировать. Чем более сложная картина - тем больше у нее интерпретаций. Тогда я, как режиссер, понимаю, что сделала что-то стоящее".