Александра Васнецова: "Первый фильм - всегда страшно, но это и самое большое счастье"

Отечественной киноиндустрии нужны свежие идеи и новые имена. При этом запустить свой первый проект всегда непросто. Поэтому в помощь дебютантам сегодня проводится много конкурсов, питчингов, мастер-классов и т. д. Одним из самых ярких примеров стала сценарно-режиссерская Лаборатория "Ленфильм-дебют". Она была организована киностудией "Ленфильм" в партнерстве с продюсерским центром Potential при поддержке Министерства культуры РФ. Возраст участников может быть любым, наличие режиссерского диплома не требуется. Обучение бесплатное: проезд и проживание участников оплачиваются организаторами.
Предоставлено "Ленфильм-дебют"

О других подробностях работы лаборатории, о ее подводных камнях и секретах IPQuorum поговорил с ее руководителем - опытным киноредактором Александрой Васнецовой.

- Александра, как появилась лаборатория "Ленфильм-дебют"?

- Два года назад генеральный директор киностудии "Ленфильм" Федор Щербаков и продюсер Наталья Дрозд решили организовать пространство, где люди, начинающие путь в кино, могли бы иметь возможность доработать проекты, осмыслить их с режиссерской точки зрения, получить консультации ведущих деятелей киноиндустрии и подготовить проекты к питчингам. Так родилась Лаборатория "Ленфильм-дебют".

- А чем ваша лаборатория отличается от других? Ведь сейчас такие проекты появляются все чаще и чаще: к примеру, не так давно НМГ (Национальная Медиа Группа) тоже объявила о запуске сценарной лаборатории…

- Во-первых, мы раньше начали. Во-вторых, наш главный принцип уже показал свою жизнеспособность - я имею в виду идею кураторства. Лаборатория устроена так, что у каждого участника есть свой куратор. Ими стали практикующие режиссеры, которые делают кино здесь и сейчас. Они проводили семинары во время очных сессий, но главной их задачей стали индивидуальные консультации, цель которых - помочь режиссерам-дебютантам увидеть собственные проекты с другого ракурса. И мы очень благодарны нашим кураторам, потому что, несмотря на занятость, они очень трепетно отнеслись к своим обязанностям: многие из них в этот период снимали и монтировали фильмы, но всегда находили время встретиться со своими подопечными. И огромное им за это спасибо.

- Давайте расскажем чуть подробнее о работе лаборатории.

- У нас очень простая система. Мы отбираем десять проектов, хотя дебютантов может быть больше: если режиссер не пишет сценарии сам, мы приглашаем его вместе со сценаристом. Ребята приезжают в Санкт-Петербург на три сессии, причем и проезд, и проживание мы оплачиваем полностью. Каждая из сессий длится несколько дней. В первую мы в основном занимаемся сценариями, во вторую - режиссурой, в третью говорим о взаимодействии с продюсерами и готовимся к питчингу. То есть наша задача не только "докрутить" сценарий, но и подготовить дебютантов к "взрослой жизни".

Важно и то, что все дни сессии мы не пытаемся загрузить наших участников какой-либо теорией, а говорим с ними конкретно об их проектах. При этом мы ничего не навязываем: мы обсуждаем их проект вместе с ними.

- Можем ли говорить о том, что сценарии во время работы первой лаборатории сильно менялись?

- У нас не было задачи менять сценарии. Наоборот: мы хотим помочь дебютанту реализовать собственную идею - и сделать это именно так, как он хочет. Но сделать максимально хорошо.

На определенном этапе всегда необходим взгляд со стороны. Этот взгляд мы предоставляли. И этим занимались не только кураторы: не менее ценным было то, что ребята могли поговорить между собой. Они очень много давали друг другу. В итоге у нас даже образовалось некое сообщество, члены которого до сих пор общаются между собой. И это тоже одна из целей лаборатории: каждый из участников получил по 10-12 человек в свою команду. Это те люди, к которым можно обратиться с просьбой почитать сценарий, посмотреть монтаж или посоветоваться по поводу кастинга. Надеюсь, в этом году у нас будет то же самое.

- А были ли случаи, когда дебютант отказывался принимать правки, которые ему предлагали?

- Были. И мы уважаем это. Потому что это его кино. Он лучше, чем кто-либо другой, его чувствует. И если он ошибется, это будет его ошибка, а не чужая. Мы можем только что-то подсказывать, направлять.

- Александра, правильно ли я понимаю, что участником лаборатории может стать любой человек, снявший небольшую короткометражку? То есть наличие диплома о режиссерском образовании не требуется?

- У нас режиссерская мастерская, поэтому мы хотим, чтобы у участников была за плечами какая-то небольшая законченная работа: короткий метр, документальный фильм или веб-сериал. А что касается образования, то оно для нас абсолютно не важно.

- Связано ли это с тем, что некоторые представители киноиндустрии перестали верить в кинообразование? Они считают, что самые интересные идеи могут прийти от людей с улицы…

- Я так не думаю. Но мне кажется, что если человек способен написать внятный сценарий, то какая разница, учился он в киношколе или нет. В России достаточно интересных кинорежиссеров, которые не получили специального образования, например Леша Попогребский, один из наших кураторов. Мы просто открыты для всех.

- А что за люди подали заявки к вам в лабораторию?

- Нельзя сказать, что к нам идут только с авторскими проектами. Хотя их, конечно, больше, чем жанровых. И связано это с тем, что первый фильм - это, как правило, фильм про себя. То есть тут мы сталкиваемся с очень личными историями. Конечно, мы искали и ищем жанровые проекты - и надеемся, что в этом году их будет больше, так как с таким кино проще запуститься. Тем не менее каких-либо предпочтений у нас нет: главное, чтобы сценарии были классными.

- Александра, каких историй не хватает нашему кинематографу сегодня?

- Хороших. А говорить о том, что нам не хватает комедий или драм, - не очень правильно. Кино в любом случае должно быть интересным, увлекательным и с глубоким смыслом.

- От своих кандидатов вы также требовали мотивационное письмо. Зачем?

- Мы хотим увидеть, что вот этому конкретному человеку очень нужно снять конкретную историю и сделать это именно сейчас. Нас часто спрашивают, может ли режиссер прислать пять заявок. Может, говорим мы. Но давайте определимся, какую именно историю он хочет снять больше всего. Нельзя хотеть все пять равнозначно. Всегда есть история, которая притягивает сильнее. Вот эту и присылайте.

- Но потенциальные участники конкурсов и питчингов всегда пытаются угадать, какие истории будет более востребованы зрителем. Вы на востребованность как-то ориентируетесь?

- А что значить востребованность? У кино очень долгий производственный цикл. Он занимает примерно два-три года. Вы можете предположить, что будет востребовано через три года?

- Сегодня и на три месяца сложно прогнозы делать…

- Именно. Поэтому, если история очень важна для какого-то конкретного человека, значит, она сможет стать важной и для кого-то еще.

- Почему сегодняшнее кино так остро нуждается в дебютантах?

- Новые имена нужны везде и всегда. Конечно, интересно, что скажут маститые режиссеры. Но не менее интересно услышать голос другого поколения и других людей, пока нам незнакомых. И кстати, мы очень рассчитываем, что в этом году будет больше заявок из регионов. Ведь у людей, живущих там, огромный потенциал. Хороший пример - грандиозный успех якутского кино.

- Да, я заметила среди кураторов второй лаборатории Любовь Борисову…

- Да, мы позвали Любовь, потому что хотели, чтобы кураторы были не только из Москвы и Санкт-Петербурга. Но это не значит, что мы ждем только Якутию. Мы ждем всех.

- Александра, а что мешает развиваться дебютному кино в нашей стране?

- Мне кажется, что сейчас дебютному кино больше помогают развиваться, нежели мешают: проводится много питчингов, где у дебютантов есть возможности рассказать о своем кино. Просто не нужно бояться заявить о себе. И даже если где-то вы не пройдете, все равно получите опыт. Если вам действительно есть что сказать, то рано или поздно вы найдете своего продюсера - а потом и зрителя.

- Для начала надо еще найти свой питчинг, потому что сейчас многие из них выдвигают списки тем, которые оказываются слишком далекими от авторского кино.

- Это иллюзия, что авторское кино - нечто мрачное, снятое сложно и непонятно. Оно бывает очень разным - просто в нем очень силен авторский взгляд на происходящее. Так что авторское кино вполне может быть комедией. Как бы то ни было, мы никаких тем такого рода не выставляем. Нам важно, чтобы все истории были разными.

- Будет ли лаборатория меняться в дальнейшем?

- Мы поняли, что принцип, который мы придумали, жизнеспособен и действенен. Тем не менее в конце первой лаборатории мы собрали наших участников и поговорили с ними о том, как прошла лаборатория. И программу этого года мы выстраивали с учетом их предложений.

- Можем ли говорить о том, что поток второго набора отличается от предыдущего?

- Пока рано делать какие-то выводы. К тому же основная масса заявок всегда приходит в последний день. И это очень печально. Поэтому я даже готова обратиться к потенциальным участникам: дорогие друзья, пожалуйста, присылайте свои сценарии как можно раньше. Чем быстрее вы это сделаете, тем больше шансов, что мы их внимательно прочитаем. Нет, конечно, мы читаем внимательно все - и у нас очень хорошие редактора, отбор очень важная часть работы. Но, поверьте, когда в последний день на нас сваливается немереное количество заявок, велика вероятность, что мы можем что-нибудь упустить.

- Александра, вы опытный редактор, работающий со сценариями. В журналистике есть разные типы редакторов: кто-то безжалостно вырезает целые абзацы, кто-то делает совсем минимальные правки. Идеальный редактор в кино - он какой?

- Главная задача редактора - помочь автору. А дальше… Да, редактора бывают разными, но тут многое зависит от целей. А если мы говорим о дебютах, то это очень тонкая и нежная работа. Здесь ни в коем случае не может быть диктата. Кстати, когда я договаривалась с кураторами, все они говорили о том, что готовы советовать, а не навязывать свое мнение. Потому что травмы, связанные с дебютами, есть у всех. Дебютное кино - это очень непростая вещь.

- Травмы, связанные с дебютами? Давайте попробуем объяснить, что это такое.

- Первый фильм - это всегда страшно. Вы многого не знаете, не все умеешь… Вы приходите к незнакомым людям, которые должны тебя слушаться. Вы должны решить огромное количество проблем и ответить на огромное количество вопросов. Понятно, что со всем этим режиссеры сталкиваются и в дальнейшем, но во время дебюта все это ощущается особенно остро - сказывается недостаток опыта. С другой стороны, первый фильм - это всегда невероятное счастье, потому что такого количества адреналина у тебя никогда больше не будет.

А еще плюс дебюта в том, что у режиссера есть возможность снимать известных и опытных артистов при очень скромных бюджетах. Ведь актеры прекрасно понимают, что начинать тяжело. Поэтому если сценарий дебютанта их цепляет, то люди занятые и дорогостоящие соглашаются сниматься за очень небольшие гонорары.

- За последний год очень много разговоров слышу о том, что российская киноиндустрия должна как-то залатать дыру, которая образовалась в нашем прокате после ухода так называемого большого Голливуда. Как вам кажется, получится ли это сделать в ближайшие пару лет?

- Это вопрос не ко мне. Но я считаю, что наше кино очень талантливое. У нас огромное количество интересных режиссеров, операторов и сценаристов. Что же касается непосредственно нашей лаборатории "Ленфильм-дебют", то мы не ставим перед собой задачи залатать дыру. Наша задача - помочь тем, кто на старте.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.