28.04.2023 22:51
    Поделиться

    Ментор, коуч или трекер: кого выбрать для роста своего стартапа

    Сегодня начать бизнес намного легче чем, к примеру, 10-15 лет назад. Начинающим предпринимателям доступно огромное количество возможностей и информации в свободном доступе. Но вместе с этим есть иллюзия "легких и быстрых денег" и поэтому статистика выживания новых бизнесов все еще неутешительна: 90% стартапов проваливаются, из них 20% не переживают первый год. Хорошая новость в том, что при запуске бизнеса можно еще до старта максимально все просчитать, проанализировать и запуститься с минимальными рисками и при поддержке более опытного наставника: ментора, трекера или коуча. В чем разница между этими специалистами и как именно каждый из них может помочь начинающему бизнесмену, "РГ" рассказала предприниматель, бизнес-трекер и коуч руководителей Полина Рягоева.
    Олег Елков / ТАСС

    Ментор

    Чаще всего ментора привлекают в той сфере, в которой планируется бизнес: производство, продажи, оказание услуг. Ментор - это профессионал, который, как правило, имеет большой опыт работы в том или ином бизнесе, либо сам является действующим предпринимателем и помогает начинающим коллегам развиваться за счет того, что делится с ними своим опытом и знаниями в этом направлении бизнеса.

    Ментор - уже преуспевший в бизнесе человек, встречи с которым вдохновляют, мотивируют, помогают идти вперед и не сдаваться.

    Преимущество ментора в том, что он знает все "подводные камни" в этом деле и может помочь предотвратить большое количество ошибок и неверных действий со стороны начинающего предпринимателя. Ментор делится своим опытом в том, какие инвестиции требуются при запуске бизнес-проекта, помогает своему менти (ученику) рассчитать емкость рынка и целевую аудиторию, подготовить операционную модель и составить финансовый план, поддерживает и отвечает на все возникающие вопросы. Ключевое в менторстве - включенность двух сторон в достижение результата, но ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а делится своим опытом и старается поддержать достижение этих целей.

    Грамотный ментор никогда не будет навязывать вам свое субъективное мнение и убеждать, что его предложение или решения являются единственно возможными. Задача профессионала - помочь вам комплексно посмотреть на свой бизнес-проект, увидеть все возможные последствия его запуска, выстроить грамотную стратегию развития. Это в итоге помогает сократить возможные риски, сэкономить деньги и время начинающего предпринимателя.

    Эффективность менторства для нового развивающегося бизнеса подтверждается результатами последних исследований. Например, согласно American Express Business Blueprint, 92% из опрошенных руководителей малых бизнесов сходятся в том, что работа с ментором оказывает непосредственное влияние на успех предприятия.

    Коуч

    В отличие от ментора, коуч не передает свои знания, а раскрывает внутренний потенциал человека для решения конкретных задач и достижения поставленных целей с фокусом на будущих результатах и сегодняшних действиях.

    Мы вполне можем сами сесть и прописать свои цели. Скорее всего, вы это уже делали, но большая часть наших целей так и останется на бумаге. И не потому, что нам не хватает мотивации, а потому уже на этапе формулировки целей мы пошли не туда. Когда речь идет про бизнес за этим "не туда" могут последовать серьезные потери, а еще хуже, когда это ведет "в никуда", то есть вообще нет вектора движения.

    Когда приходит время действовать, на начинающего предпринимателя нападают страх, сомнения, возникают разного рода препятствия и обстоятельства. Самостоятельно преодолевать все это требует большого внутреннего ресурса, дисциплины, навыков саморегуляции. Поддержка коуча в этот момент - это дополнительный ресурс, понимание происходящего, определение оптимальных решений, подъем энергии. Каждая сессия - возможность скорректировать свою траекторию движения, увидеть и преодолеть препятствия, зарядиться решимостью.

    Поэтому в последнее время все больше компаний привлекают коучей на стратегические сессии, приглашают их для руководителей и сотрудников. Микробизнесу решиться на такое вложение сложнее. Но игра стоит свеч.

    Коучинг полностью построен на идее мышления о мышлении. Если вы глубоко понимаете природу того, как вы думаете, то вы не попадаете в ситуации, когда вы не знаете, что делать.

    При работе с настоящим профессионалом коучинг может дать заметные результаты за короткий срок. Коуча стоит выбирать по нескольким критериям:

    1) Специалист должен находится в своей области там, где вы хотите быть. Мы называем это "быть продуктом своего продукта".

    2) Коуч передает вам свою философию через конкретный навык.

    3) Коуч видит то, что не видите вы. Это можно понять и почувствовать на первой сессии.

    На этих принципах стоит коучинг - быть примером для клиента. Давать конкретные навыки. Видеть намного больше и понимать в разы глубже.

    Безусловно, как и любой другой специалист помогающих профессий, коучи постоянно находятся в обучении и супервизии.

    Работа с коучем не всегда связана непосредственно с бизнесом и будет полезна любому человеку, который хочет преодолеть расстояние между своим нынешним состоянием, и тем, кем он хочет быть. Если ранее хорошего коуча могли позволить себе исключительно обеспеченные люди, сегодня это стало такой же обычной практикой как обращение к психологу или терапевту.

    Согласно исследованию американского Института коучинга, 86% владельцев бизнесов, воспользовавшихся услугами коуча, утверждают, что эта инвестиция окупилась.

    Трекер

    Трекинг в бизнесе - относительно новое явление, возникшее в 2013 году как методология Фонда развития интернет-инициатив. Трекинг представляет собой микс различных методик, включающий в себя и коучинг, и менторство, и консалтинг.

    Для чего трекер стартаперу? Трекер поможет увидеть начинающим предпринимателям на раннем этапе, есть ли в бизнесе деньги, может ли этот бизнес потенциально окупаться, а если нет - лучше сразу отказаться от идеи или переформулировать концепцию, чем потратить время и массу ресурсов в пустую.

    Трекер формулирует предположения и проверку гипотез как из одной точки прийти в другую и оптимизировать время и ресурсы для этого маршрута.

    Простыми словами трекер понимает, на чем сфокусироваться предпринимателю, помогает принимать решения на основе данных, полученных в результате проверки гипотез.

    В отличие от ментора, для трекера не имеет значение сфера, в которой развивается стартап. Трекер обладает рядом универсальных методик, проверенных на определенном количестве стартапов и, анализируя сильные стороны и запросы бизнеса, он разрабатывает оптимальную стратегию развития: оптимизирует внутренние процессы, внедряет новые бизнес-модели, усиливает маркетинг.

    Эффективность работы трекера обычно видна в изменениях, произошедших после его прихода. Это может быть, например, запуск нового направления или существенное увеличение показателей в конкретных направлениях или в целом в обороте. Результат может измеряться в деньгах, в единицах продаж, в количестве лидов или клиентов и т.д. Обязательно измеримая метрика.

    Сила трекера как профессионала определяется его опытом работы с разными бизнесами. В отличие от ментора или коуча, трекер не занимается обучением, а помогает выстроить эффективную систему, настроить работу, повысить результативность.

    Кто именно вам нужен?

    Давайте подведем итог. Ментор, коуч и трекер - все эти специалисты работают с бизнесом как на этапе запуска, так и с целью масштабирования и развития проектов. Ментор ценен прежде всего как эксперт и наставник в конкретной сфере бизнеса, коуч фокусируется непосредственно на работе с мышлением бизнесмена, поскольку масштаб мышления собственника равен масштабу его бизнеса. Трекер делает упор на развитии компании или отдельных ее направлений, независимо от сферы деятельности.

    К какому специалисту следует обратиться именно вам? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Очевидно только то, что сегодня намного выгоднее "купить" чужой опыт или работу с наставником, чтобы сократить время и расходы на тестирование своих собственных идей и гипотез. Зачем "изобретать велосипед", если есть уже опробованные и проверенные схемы запуска того или иного бизнеса, есть люди, которые готовы передать вам эти схемы.

    Для стартапера, который находится в начале пути, работа с ментором, возможно, будет лучшим решением. Благодаря гибкости и индивидуальности подхода, которую подразумевает менторинг, процесс наставничества идеально настраивается под запросы клиента и быстро приносит заметные результаты.

    Лично я потеряла на своем первом бизнесе 5 лет и 8 млн рублей и, если бы мне тогда, в 2007 году сказали, что можно "купить" чей-то опыт и обойтись меньшими потерями, я бы, без сомнений, согласилась.

    Когда бизнес-проект успешно запущен и человек уже понимает основные бизнес-процессы, наступает этап, когда встает вопрос о развитии компании, найме сотрудников, делегировании, возникает масса сомнений, предприниматель сталкивается с новыми страхами и ограничениями. Главная задача коучинга - помочь вам найти в себе ресурсы для быстрого движения к новым целям и усилить ваши сильные предпринимательские качества, показать, что вы обладаете гораздо большим потенциалом и готовы к экспоненциальному росту.

    Коуч знает, что нужно сделать с мышлением клиента, чтобы запланированное изменение гарантированно произошло и при этом не случилось выгорание или нервный срыв. Важно понимать, что вы не продвигаетесь в каком-то деле или ваше дело не растет чаще всего из-за ваших ограничений, страхов, установок. Именно с ними работает коуч, "перепрошивая" клиента, избавляя его от навязчивых мыслей и помогая уверенно двигаться к намеченным целям.

    Трекер может быть включен в проект как на старте, так и в процессе развития и запуска новых направлений бизнеса, может как предложить новые решения, так и исправить неочевидные ошибки.

    Для начинающего предпринимателя помощь со стороны может оказаться ключевым условием успеха его бизнеса. Может показаться, что инвестировать в ментора, коуча или трекера на начальных этапах нецелесообразно, но опыт показывает обратное. Такие бизнес-проекты быстро крепнут и стремительно набирают обороты. Важно понимать, что конкретно требуется лично вам и, исходя из запроса, подбирать под себя специалиста, исходя из отклика, рекомендаций, доверия и личных предпочтений. В этом случае ваши вложения гарантированно окупятся, а результаты будут максимально быстро заметны.

    Поделиться