28.04.2023 01:05
    Поделиться

    "Урал Опера Балет" выпустил вечер одноактных балетов

    В заявке они были представлены как "Петров/Пимонов/Самодуров".
    В мире "Павильона Армиды" наказанием становится выбрасывание Смотрителя из волшебных садов искусств обратно в реальность.
    В мире "Павильона Армиды" наказанием становится выбрасывание Смотрителя из волшебных садов искусств обратно в реальность. / Иван Мохнаткин / Урал Опера Балет

    На премьере должны были трансформироваться в "Павильон Армиды", "Венгерские танцы", Sextus Propertius. Но в ходе репетиций было объявлено о грядущих в конце сезона кадровых изменениях в труппе, и вечер вышел презентацией будущего худрука "Урал Балета" и прощанием с предыдущим.

    Портреты постановщиков (а что иное авторский балет, как не лицо его создателя?) вышли показательно контрастными.

    Максиму Петрову роль "застрельщика" досталась не только в силу молодости: его "Павильон Армиды" декларирует диалог с прошлым. Название неизбежно вызывает в памяти одну из ярчайших страниц в истории русского балета - первый балетный сезон Сергея Дягилева в Париже. Гвоздем той программы был "Павильон Армиды". Его создатели оживляли ушедшие эпохи, возвращаясь к легендарному мифу о волшебнице Армиде, и сплетали их с новым искусством.

    Эту игру продолжил Петров. Его "Павильон Армиды" начинается на авансцене, где музейный очкарик-смотритель отзывается на возмущение простодушной публики абстрактным искусством. Он трогательно добавляет деталей условному Ротко.

    Мы не знаем, что в аналогичной ситуации чувствовал смотритель Ельцин Центра, похожим образом недавно усовершенствовавший картину Анны Лепорской (до него от Оперного театра рукой подать, и зал мгновенно реагирует на узнаваемую ситуацию). Но в балете действия Смотрителя вызывают дух Армиды - она влетает на сцену, несомая в высокой поддержке на вытянутых руках двумя кавалерами.

    Венгерский чардаш мчится со скоростью "Сапсана", а солисты в идеальном синхроне будто опрокидываются в обморок

    Ее барочное высокомерие, гнев и страсть не скрывают демонстративно-современная короткая пачка, сдавленный лиф, ноги без балетного трико, которое обычно скрадывает атлетичную мышечную силу движения. Перед неофитом, по мысли автора, разворачивается ослепительная картина владений Армиды, ее "сады", выстроенные из армии кордебалета, деми-солистов и солистов.

    Хореограф, привыкший к размаху родной для него сцены Мариинского театра, не рассчитал масштаб - кружева танца мнутся, пока сцена не освобождается для солистов.

    Елена Воробьева и Александр Меркушев не только виртуозно танцуют, но и выразительно мимируют, что важно в пассеистском мире "Павильона Армиды", где наказанием являются не столько возникающие в финале охранники музея, сколько выбрасывание Смотрителя из волшебных садов искусств обратно в реальность.

    Антон Пимонов развивает заданную Петровым венгерскую тему в "Венгерских танцах" Брамса.

    Но также и собственную, найденную некогда в балете Brahms Party. Теперь на мужскую вечеринку позвали и девушек - постановка рассчитана на три пары и одно трио.

    На самом же деле Пимонов раскручивает возможности разных сочетаний: ансамблевые танцы, квинтеты, квартеты, мужские и женские дуэты сменяют друг друга, как в калейдоскопе. В кульминационный момент, на хрестоматийном Танце N5, когда в оркестре чардаш мчится со скоростью "Сапсана", четыре солирующих мужчины в идеальном синхроне будто опрокидываются в обморок - так рапидно медленны их движения.

    Легкая ирония хореографа, который поймал в этой постановке свободу и драйв, оборачивается саркастической игрой: будет ли зал шокирован внезапным замедлением perpetuum mobile или откликнется на идеальную согласованность с музыкальным ритмом. Мики Нисигути, Алексей Селиверстов, Анна Меликян, Варвара Пугачева, Хидеки Ясумура и другие танцовщики оказываются отличными проводниками в замысел Пимонова.

    Прощальный балет для труппы, с которой работал двенадцать лет, Вячеслав Самодуров назвал именем древнеримского элегического поэта Sextus Propertius. Для тех, кто видел хоть пару спектаклей этого хореографа, очевидно, что никаких байопиков или оммажей не предусмотрено.

    Композитору Алексею Сысоеву была заказана совершенно новая партитура, в которой стихи Проперция чеканит хор в сопровождении струнного оркестра и стрекота пишущих машинок.

    При этом в хореографии ничего от конкретных строк, но - безупречность заданного ими ритма, игра с динамикой слова и звука. И если поэзия про любовь, то балет - про любовь к форме, надмирной ясности, про неумолимость законов природы.

    Елена Воробьева, Александр Меркушев, Екатерина Кузнецова, Арсентий Лазарев, Андрей Вешкурцев, Эдуард Забелин и другие танцовщики доверили хореографу себя, из этих секундных портретов, придуманных с невероятной любовью ко всем их достоинствам и даже недостаткам, он сформулировал образы своих танцовщиков в танце.

    Эта взаимная отдача и любовь - ещё один портрет, труппы и хореографа Самодурова.

    Афиша

    Ближайшие показы премьеры состоятся 24 и 26 мая. Стоимость билетов - от 300 до 3000 рублей.

    Поделиться