Авторские постановки Леонида Якобсона сегодня, к сожалению, можно увидеть только в репертуаре Театра балета его имени. Именно поэтому учреждение видит свой долг в сохранении и постепенном бережном восстановлении балетов Якобсона.
Как подчеркивает художественный руководитель Театра балета имени Леонида Якобсона, заслуженный артист России Андриан Фадеев, этот большой труд во многом ложится на педагогов-репетиторов, в прошлом - солистов, на которых мастер ставил свои шедевры: Татьяну Квасову, Валентину Климову, Веру Соловьеву, Николая Левицкого.
Педагоги - звезды первого состава легендарной труппы "Хореографические миниатюры" - не раз признавались, что им приходится брать на себя ответственность быть "богами", чтобы сотворить особый мир, как творил его Якобсон. Ведь каждую миниатюру он ставил для конкретных артистов с определенными данными и пропорциями. Другой состав заставляет вносить новые штрихи в изначальный рисунок.
Стоит отметить, с этой сложной задачей педагоги справились на "отлично", да и артисты прониклись серьезностью миссии. К примеру, балетная миниатюра "Вестрис" на музыку Геннадия Банщикова в исполнении блистательного Дмитрия Соболева уже стала его визитной карточкой, как в свое время - для Михаила Барышникова после исполнения на Первом международном конкурсе артистов балета в 1969 году в Москве.
Или как эфирный "Полет Тальони" для Алены Гривниной, сказочно парящей над сценой вопреки всем законам земного притяжения.
Уже виденные петербургскими зрителями Pas de Qutre (Анастасия Мильяченко, Валери Гомес де Кадис, Яна Еркина, Мария Репетиева), Pas de Deux (Полина Зайцева, Андрей Сорокин), Pas de Trois (Алла Бочарова, Кирилл Вычужанин, Дмитрий Соболев), "Секстет" и Pas de Deux (Анастасия Мильяченко, Андрей Сорокин) в этот раз дополнены новыми восстановленными шедеврами цикла "Классицизм-Романтизм".
Одним из самых роскошных премьерных номеров стал "Средневековый танец с поцелуями" на музыку Сонаты для фортепиано №8 Сергея Прокофьева (Анна Бикбулатова, Александр Михирев, Светлана Головкина, Тимофей Федеренко, Ангелина Григорьева, Вадим Смородин). И костюмное великолепие тут отлично срифмовалось с музыкальным - не случайно современники называли восьмую "самой богатой" из прокофьевских сонат.
Известно, что на рукописи композитор записал длительность произведения - 28 минут, но для хореографической миниатюры был выбран лишь короткий шестиминутный отрывок из второй части, Andante sognando. "Не спеша, мечтательно, как бы во сне" - таков его перевод. И вся постановка проникнута неторопливой и чопорной эстетикой средневековых званых вечеров с их строгим этикетом.
Но скрупулезно передавая атмосферу эпохи, Якобсон, тем не менее, показывает, что за предписанными высшему свету приличиями скрываются обычные люди с понятными современной публике страстями и шалостями.
Авторская интерпретация испанского народного танца "Качуча" на музыку Пабло Сарасате, казалось бы совершенно не укладывалась в стилистику цикла "Классицизм-Романтизм". Но такова была причудливая логика хореографа, вдохновленного даже не танцем, а старинной литографией с изображением "языческой" (именно так называл ее Теофиль Готье) Фанни Эльслер, исполняющей "Качучу". Провокационный для середины 19 века танец, вызывавший небывалый энтузиазм у парижской публики, в ярком исполнении Александры Коршуновой покорил и петербургского зрителя.
Миниатюра "Лебедь" на музыку знаменитой пьесы Камиля Сен-Санса, в которой многие современники видели автопортрет Якобсона, считается одной из самых полемичных в наследии ленинградского гения. Известно, что "Умирающий лебедь", каким мы его знаем благодаря первой исполнительнице Анне Павловой, - вовсе не авторская задумка Михаила Фокина. Изначально Фокин хотел изобразить плывущую в сонном покое птицу, величественную и гордую. Но Анна Павлова добавила в этюд свойственного ей драматизма, "заставив" лебедя страдать и умирать.
В дальнейшем хореографическая традиция танцевать номер именно как "Умирающий лебедь" укоренилась. Но Якобсон, который придумал своего "Лебедя" как оммаж Фокину, все-таки переосмыслил идею миниатюры, противопоставив хрупкому белому - хищного и борющегося черного лебедя, птицу, отчаянно сопротивляющуюся гибели. На премьере роль черного лебедя исполнила Светлана Свинко.
Завершил программу "Блестящий дивертисмент" на музыку Глинки, премьере которого в этом году исполнилось полвека.
На заднике - старинные подсвечники, отблески фейерверков и мерцающая позолота… Картинка бережно скопирована из первой постановки "Хореографических миниатюр" 50-летней давности. За эту деликатность в обращении с традициями, заложенными Якобсоном, хочется поблагодарить автора видеоконтента Леонида Якобсона - внука и полного тезку мастера.
На сцене - бал времен Людовика XIV, где всем заправляет мажордом в изысканном исполнении Кирилла Вычужанина. Именно его драматический талант связывал танцевальные дуэты номера в единую историю, заставляя забывать, что постановка не имеет прямого сюжета.
Музыкальной основой балета стал "Блестящий дивертисмент" Михаила Ивановича Глинки - одно из сочинений, созданных композитором под впечатлениями от поездки в Италию в 30-х годах 19-го века.
Зрители, восторженно оценившие премьеру, были единодушны в своих комментариях: конечно же хочется, чтобы работа по восстановлению хореографических миниатюр Якобсона была продолжена с таким же превосходным мастерством и с тем же безупречно тонким вниманием к наследию мастера.