В Екатеринбурге прошла всероссийская премьера фильмов Алексея Федорченко

Уроженец и любимец Екатеринбурга режиссер и продюсер Алексей Федорченко показал землякам сразу две новые картины - "Монета страны Малави" и "Большие змеи Улле-Кале". До сих пор их мало кто видел, они путешествовали по многочисленным фестивалям в России и за рубежом, собирая призы и восторженные отклики критиков. Вряд ли широкая публика увидит их и в дальнейшем. Несмотря на то, что Федорченко - один из самых признанных и титулованных российских авторов, многие его картины никогда не появлялись в российском прокате: ни на стриминговых платформах, ни где-либо еще в интернете. Почему?

- Мы работаем с киноязыком, пытаясь найти что-то новое, - объясняет режиссер. - Это новое зритель потом не принимает. Мой зритель - очень маленький процент от общего числа. Прокатчики все прекрасно понимают и не хотят связываться с моими фильмами. Я бы мог сам заниматься прокатом, но мне интереснее снимать кино.

Слова не расходятся с делом, и пока многие режиссеры жалуются на судьбу и простои, у Федорченко в производстве пять-шесть картин параллельно, а заинтересованной публике остается ловить редкий шанс увидеть кино, которое говорит на особом языке, дерзко смешивая привычные жанры и легко изобретая новые.

Так, фильм "Монета страны Малави", по словам автора, снят в жанре "комедии-реквиема". Изначально он задумывался как ернический рассказ о бытующем на Алтае местечковом культе личности Василия Шукшина, когда посетители грандиозных фестивалей покупают кружки и полотенца с ликом писателя, но признаются, что не читали его книг и не видели его фильмов, когда в африканской стране Малави заказывают монету с позолоченным Василием Макаровичем. А в результате…

- Мы просто шли по улице, заходили во дворы, снимали, брали интервью без подготовки. И каждый человек был героем ненаписанного рассказа Шукшина. Это удивительно. Я увлекся этими людьми и в итоге о них делал фильм, - рассказывает автор.

"Большие змеи Улле-Кале" - настоящая головоломка для зрителей и кинокритиков, снятая в фирменном, еще со времен знаменитых "Первых на Луне", жанре Федорченко - мокьюментари, то есть игровой фильм, выдержанный в стилистике документального. Будто бы Федорченко со своей командой отыскал клад - сундук с дореволюционными кинопленками - и отправился на Кавказ с экспедицией в поисках мест, где были сняты эти сюжеты. А дальше… зрителя ждет одновременно документальное историческое исследование и игровое кино, шутка и философское эссе, комедия и экшн, анимация и немое кино. Ждет серьезный разговор о прошлом и будущем двух живущих рядом народов. "Они любят, они ненавидят, они обманывают, они хотят изменить друг друга и хотят подчинить навсегда, они убивают друг друга, они растят общих детей. Их имена - Россия и Кавказ", - говорится в аннотации к фильму.

Помимо Кавказа, съемки "Больших змей…" проходили в Екатеринбурге (обе картины выпущены екатеринбургской кинокомпанией "29 февраля"). На экране появляются Литературный квартал, оперный театр, Коляда-театр, Музей истории города, в новеллах заняты уральские артисты. На премьере зал был полон, люди сидели на ступеньках. Где и когда те, кто не успел, смогут увидеть фильмы Федорченко - вопрос без ответа.