Их организовал хирург, травматолог-ортопед, майор медицинской службы, главврач Городской больницы скорой медицинской помощи в Новочеркасске Борис Гуркин. Вместе с коллегами он учит своих земляков, как помочь пострадавшим при травмах до приезда "скорой", даже не имея для этого необходимых приспособлений.
Пытаюсь затянуть жгут на руке - отрабатываем ситуацию с сильным кровотечением. Выхватываю, как цепкую змею, жгут, пытаюсь завязать покрепче. Никак!
"Надо максимально растянуть резину", - показывает Олеся Ветрова. Она практик с большим стажем, врач высшей категории, заведует отделением скорой в Новочеркасске. Руки у нее сильные как у атлета. Жгут до боли обхватывает мое предплечье. Надо сжать сосуды так, чтобы в них кровь застыла. Проверяем: на запястье пульса нет. Значит, кровь не поступает.
Еще одно правило: наложить жгут надо как можно выше. Если травма ниже колена, жгутом перетягивают ногу у бедра, там не будет мешать кость. Но не всегда он окажется под руками. Тогда в ход идут любые подручные материалы. Олеся Дмитриевна двумя руками сматывает женский платок- получается крепкий жгут. Фельдшер вспоминает, как в одном ДТП девушка выхватила буксировочный трос - и этот импровизированный тоже жгут помог.
И, самое главное, тут же фломастером (он есть в любой аптечке), шариковой ручкой, да хоть - зеленкой, написать время наложения жгута. На щеке, на лбу раненого. Лучше так, а не на руке или ноге раненого. Врач скорой сразу увидит - не будет терять время на поиски надписи.
"Запомните: полтора часа - это максимум. После этого жгут надо снять, - говорит Олеся Дмитриевна. - Не представляете, сколько в госпиталь доставляли мальчишек, у которых его не снимали его по 12 часов. И сколько из-за этого происходит ампутаций".
При несильном кровотечении надо просто зажать рану, хоть пальцем. И наложить повязку - бинт, полотенце, любой кусок ткани, максимально их растягивая. И сильно зажимаем повязку. Для этого делаем закрутку, карандашом, палочкой, веточкой.
Человек может потерять сознание, если всего этого не сделать. Кровь нужно обязательно остановить.
В кино часто показывают, как делают искусственное дыхание. Но кто пробовал это хотя бы на манекене? Мы на курсах все попробовали. Как выяснилось, я вряд ли спасу человека.
"Если он перестал дышать, значит - в состоянии клинической смерти. И у нас есть 30 минут, чтобы запустить его сердце, - предупреждает Олеся. - Это золотой стандарт, когда еще есть шанс спасти. И все эти 30 минут нужно упорно делать непрямой массаж сердца".
Олеся встает на колени перед манекеном, кисти крест-накрест на область солнечного сплетения, и энергично давит ему на грудь.
"Руки прямые, не сгибаем, работаем всем своим торсом! - показывает фельдшер. - 120 ударов в минуту, тридцать качков - два раза дыхание рот в рот. Обязательно через клапан. Нет его - подойдет любая салфетка. Вы же не знаете, какие инфекции у человека".
Тяжелый физический труд. Когда возможно, врачи меняются каждые пять минут. "В реанимационных клиниках три процента возвращаем на этот свет, - говорит Олеся. - Больше шансов у тех, кому 30-40 лет и кто "умер" при вас".
А если перелом? И под рукой нет медицинской шины?
Фельдшер скорой Василий Бутин хватает картонную коробку и мгновенно сооружает из нее подобие трубы. Из него можно быстро сделать подобие желоба - и неподвижность руке или ноге обеспечена. Осталось замотать конструкцию бинтами.
Нет картона - пойдет зонт, веник- любой твердый прямой предмет. "Сделать неправильно лучше, чем не сделать ничего, - предупреждает Василий Бутин.- Очень страшно, когда перелом шейки бедра. У нас в скорые такие случаи - каждый день. При этом переломе обычно происходит и травма сосуда".
Человек испытывает невероятную боль, ему грозит и болевой, и геморрагический (от потери крови) шок. Поэтому в первую очередь нужно вколоть обезболивающее. Куда угодно. Если, конечно, в аптечке есть готовый шприц.
Затем с помощью шины нужно зафиксировать два сустава - и тазобедренный, и коленный. Фельдшер протягивает картон под ногой больного, вторую мостит сбоку. Любое движение-смещение - потрясение для пострадавшего.
Ситуации могут быть самые разные. Взорвался газовый баллон в машине. Авария на трассе. Человек упал с высоты. Нам показывают, что делать в самых главных случаях, когда речь идет о жизни и здоровье человека, когда его спасение зависит только от нас.
"Наши курсы для того - чтобы напомнить. И опробовать все приемы на практике, - пояснил Борис Гуркин. - Мы пригласили желающих пройти курс через соцсети. Там же опубликовали форму регистрации. Записались и пришли около ста человек. Студенты, казачество, преподаватели, медработники"
Начинание поддержало руководство Новочеркасского политехнического университета, выделило нам аудиторию. "А волонтеры движения #Мы Вместе распечатали методички, - рассказал Гуркин. - И все получилось".