Я не сторонник так называемого стукачества. Различные фиксации нарушения с помощью мобильников, смартфонов, других гаджетов, которые получили большое распространение в некоторых регионах, - это, конечно, зло. Если человек не знает ни правил, ни условий их соблюдения, но при этом отправляет сообщение о том, что тот или иной водитель чего-то нарушил, - это нонсенс. А уж если инспектор, не разобравшись в этой истории, наказывает ни в чем не повинного автовладельца штрафом - это вообще не допустимо. И уже за это надо привлекать к ответственности. Но это - наша реальность. Когда человек выходит на проезжую часть, сам нарушая правила, чтобы сфотографировать, как неправильно припарковался какой-то водитель, - это довольно странная ситуация.
Но такое поведение подстегивается различными бонусами - кепками, майками, рюкзаками, баллами, которыми можно оплатить проезд в общественном транспорте. А в итоге получается пшик. Автовладельцы с успехом оспаривают подобные штрафы в судах. Выходит, одно ведомство выносит наказание, другое - его отменяет. И такая ситуация нетерпима. Суды и так перегружены делами.
Однако что касается фиксации управления автомобилем или любым другим транспортным средством в нетрезвом виде, такая мера вполне оправдана. Деяния, совершенные в состояния опьянения, отличаются повышенной опасностью. По вине пьяного водителя может произойти авария, в которой погибнет не один, а несколько человек. И статистика ГИБДД это подтверждает. По этой статистике каждая десятая авария происходит по вине нетрезвых водителей. При этом каждый четвертый погибший в результате всех совершенных аварий приходится именно на нетрезвые ДТП.
Поэтому в предложении платить тем, кто действительно предоставил достоверные данные о нетрезвых водителях на дорогах, есть здравая мысль. Но только в том случае, если такие факты подтвердятся. Таким образом можно избежать попыток недобросовестных граждан нажиться или просто отомстить, например, соседям, которые им не нравятся. Очевидно, что будет масса обращений от тех, кто пожелает заработать. Многим водителям потрепят нервы на дороге. Но даже если из 10 сигналов хоть один подтвердится, то это уже будет оправдано, поскольку будет предотвращена авария, в которой могли бы погибнуть люди.
В ряде стран, например в Японии, если поймали нетрезвого водителя, а в салоне находился пассажир, то пассажир понесет солидарную ответственность. Ведь он не предотвратил движение пьяного водителя, не сообщил в полицию о возможном правонарушении.
А зачастую пассажир сам стимулирует такое вождение. Довольно частый случай: например, после свадьбы или другой вечеринки жена шпыняет мужа, но не отбирает ключ от машины. Она потворствует управлению машины водителем в нетрезвом виде. А некоторые граждане у нас вообще могут помочь завести машину пьяному водителю, который ключ в замок зажигания вставить не может.
У наших граждан неправильное отношение к таким водителям. Крайне мягкое. Простой пример. В Германии хозяин дома может сообщить в полицию, что его приятель сел за руль, поехал пьяным, хотя выпивали вместе. Для нас это - дикая ситуация. Вместе пили и друга закладывать?
Необходимо настроить наше общество, граждан на абсолютное неприятие пьянства за рулем. Здесь может помочь социальная реклама, другие инструменты формирования общественного мнения. У нас пока аморфное отношение к этой проблеме. Но цена этому - чужие жизни.